Подробная биография Бенуа
Вдохновитель и лидер «Мира искусства», он многие годы играл заметную роль в художественной жизни России, сильнейшим образом воздействуя на Формирование общего духовного облика и эстетических воззрений, творческое становление и определение проблематики исканий целого круга мастеров, связанных с ним идейно-творческой близостью либо на него ориентировавшихся. Среди них Сомов и Бакст, Лансере и Добружинский, Остроумова-Лебедева и Серебрякова, Билибин, Кругликова, Яремич. Узы дружбы и творческой общности ряд лет связывали Бенуа с Серовым, тесное творческое взаимодействие и взаимообогащение существовало между ним и Рерихом, Кустодиевым, Петровым-Водкиным, Грабарем и многими другими.
Большая часть статей данного раздела составлена по материалам книги Марка Эткинда "А. Н. Бенуа и русская художественная культура" (1989 год, издательство "Художник РСФСР"). Все статьи сгруппированы по темам
Основная
Краткая биография
Детство
С чего начиналось движение "Мир искусства"
- Круг друзей молодого Бенуа: Сомов, Философов, Бакс, Лансере
- Бенуа, Бакст и Сомов в Париже. Изучение французского искусства. 1896 год
- Кризис в искусстве перед революцией, поиски новых путей
- Первые попытки объединения художников нового поколения (1896-1897 годы)
- Дягилеву удалось объединить молодых художников. Первая успешная выставка
Ранняя художественная критика
- Стасов, как создатель русской художественной критики и его влияние на Бенуа
- Книги Рихарда Мутера об искусстве и их влияние на молодого Бенуа
- Статьи Бенуа в газете «Слово»: обзоры выставок (1904-1905)
- Русская художественная критика 1905-1915 на пике своего развития
- Статьи в газеты «Слово» и «Речь» - «Художественные письма»
Журнал "Мир искусства"
- Выход первого номера журнала "Мир искусства" - ноябрь 1898 года
- Идеология, цели и задачи журнала "Мир искусства"
- Первые статьи Бенуа в "Мире искусства" и первые конфликты в редакции
- 1899 год - новая программа журнала: обращение к национальной русской культуре. Ретроспективизм
- Иллюстрации в журнале и их влияние на отечественную книжную графику
- 1902 год - выпуск журнала, «Художественные сокровища России» - филиал «Мира искусства»
- «Вечера современной музыки» - ещё один филиал «Мира искусств». Пропаганда музыки и театра
- Выставки журнала «Мир искусства» 1899-1903 годы
- Закрытие журнала «Мир искусства» - 1904 год
- Коллектив «Мира искусства» после распада журнала 1905-1907 годы
"Мир искусства" - второе рождение
Основные тезисы критических статей
- Политические взгляды Бенуа (1905 год)
- Сценография балетного спектакля: принципы Бенуа
- Основные критические тезисы: Спасение общества в живом искусстве
- Основные тезисы: О мессианской роли русского искусства
- Основные тезисы: О народном искусстве и интеллигенции
- Рецензия на картины Петрова-Водкина и споры о «новой» живописи
- 1910 – резкая статья о выставке «Союза руссих художников» и последовавшая попытка исключения из Союза
- Основные тезисы: Об авангарде и "крайнем" новаторстве
- Бенуа и Малевич – непримиримая вражда
Революция и первые годы Советской власти
- Борьба против мировой войны (1917 г.). Пацифизм Бенуа
- Политическая публицистика Бенуа: февраль-октябрь 1917 года. Газета «Новая жизнь»
- Работа Бенуа в комиссии Горького по охране памятников культуры. (февраль-апрель 1917 г.)
- Общественно-политическая деятельность Бенуа по сохранению культурного наследия после октябрьской революции
- Книгоиздательская деятельность Бенуа в первые годы после революции 1917
В эмиграции
- Первая и последняя персональная выставка (Париж, 1925 г.)
- Массовая эмиграция русских художников после революции и отношение к ним отечественной историографии XX века
- Первые годы жизни в париже. Надежды на возвращение в Россию
- Парижский цикл «Художественных писем». Бенуа возвращается к публицистике
- Характер критических статей Бенуа в эмиграции. России больше нет!!!
- Живопись, периода эмиграции (довоенная)
- Жизнь и работа в оккупированной Франции, аресты родственников
- Послевоенная живопись
Партнёрские ссылки: