НАВИГАЦИЯ
`

Выставки журнала «Мир искусства» 1899-1903 годы

В специальной литературе дягилевский «Мир искусства» трактуется порой как «идейно-художественное объединение» и даже «общество художников» Это неточно. Настораживает и то, что сам Бенуа всячески избегал применения подобной терминологии.

Действительно, ежегодные выставки «Мира искусства» в Петербурге неизменно устраивались от имени журнала. Их было только пять (1899 — февраль 1903 г.), и с самого начала они носили необычный для русской художественной жизни характер. Экспозиция рассматривалась как создание тщательно разработанного, продуманного и декоративно оформленного художественного ансамбля — как одно из проявлений «художественной культуры общества».

1899 год – первая выставка журнала «Мир искусства»

Первый раз такая экспозиция была организована, когда торжественно под звуки оркестра, в изящно оформленных залах училища Штиглица, обставленных «стильной» мебелью, украшенных гиацинтами и превращенных в своеобразные интимные салоны, открылась Международная выставка картин журнала «Мир искусства» (1899). Жюри не существовало — отбор работ и их экспозиция проводились редактором журнала. Состав участников разнообразен — Репин, Серов, Поленов, Левитан, Ционглинский, К. Коровин, А. Васнецов, Малявин, Нестеров, Малютин, Переплетчиков, Головин, Бакст, Сомов, Бенуа, Якунчикова. Русские мастера впервые экспонировались рядом с прославленными, но плохо известными петербургскому зрителю иностранцами: Францию представляли Ренуар, Дега, Моне, Пюви де Шаванн; Англию — Уистлер, Бренгвин; Германию — Беклин, Лейбах, Бартельс. На выставке демонстрировалась скульптура (Трубецкой), карикатура (Щербов), иллюстрации, гравюры, театральные эскизы, был и художественно-промышленный отдел с гончарными изделиями абрамцевской мастерской и вышивками по рисункам Е. Д. Поленовой и Н. Я. Давыдовой. Развернутый показ произведений всех родов и видов современной художественной культуры становился ведущим принципом экспозиции. При подобном эстетическом универсализме о каком-либо «обществе художников» не могло быть и речи. Идея устроителей — консолидация сил «лучших художников России» и установление выставочных контактов с искусством Западной Европы.

Неправомерно утверждать, что как на первой, так и на крупнейших — наиболее представительных — выставках журнала (второй -1900 г. и третьей — 1901 г.) общий облик экспозиции определяли мастера какой-либо одной идейно-художественной ориентации, в частности, «кружок Бенуа»; даже простой перечень имен участников показывает, что Бенуа и его ближайшее окружение (Сомов, Бакст, Лансере) представляли здесь лишь одну из творческих тенденций. Правда, теперь к ним примыкали Браз, Билибин, Кругликова. Но среди новых участников выставки были также В. Васнецов и Виноградов, Досекин и Рылов, Рябушкин и Кардовский.

Московская выставка "Мира искусства" (1902)

В декабре 1902 открылась первая в Москве экспозиция «Мира искусства» (четвертая выставка журнала). Среди ее участников новые имена — Остроумова и Рерих, Яремич и Грабарь, Кузнецов и Сапунов. Возникала опасность соперничества

Пятая, последняя выставка «Мира искусства»

В феврале 1903 года в Петербурге — пятая выставка журнала, проходящая в обитых белой тканью залах Общества поощрения художеств. В ней участвуют и многие из «36 художников». Вызвавшая немалый зрительский интерес, она, однако, не могла быть отнесена к числу удачных. На общем собрании экспонентов московские живописцы остро ставят вопрос о диктаторстве Дягилева, нарушениях коллегиальности в работе жюри и при приглашении новых участников, наконец — о поисках иных форм выставочной деятельности. Их поддерживают не только Билибин и Браз, но несмотря на возражения Дягилева — Бенуа. Собрание решает прекратить выставки от имени журнала.

 


Читайте также...