НАВИГАЦИЯ
`

Коллектив «Мира искусства» после распада журнала 1905-1907 годы

Участвуя в выставках «Союза русских художников», где тон задавали московские живописцы, мастера «Мира искусства», однако, не подверглись ассимиляции в этом многолюдном и разнообразном обществе. Их автономное положение внутри «Союза» подчеркивали как «прощальная» выставка «Мира искусства» в Петербурге (1906), так и экспозиция на Парижском Осеннем салоне в том же году. Устроителем обеих выступал Дягилев. При этом обособленность петербуржцев внутри «Союза» уже в 1906 году нашла выражение на одном из московских собраний в формальном разделении общества на «группы Петербурга и Москвы». Таким образом «кружок Бенуа», пусть лишенный организационного оформления но в несколько измененном составе, но продолжал существовать. Создавалось своеобразное, прежде в художественной жизни России не встречавшееся, специфически петербургское сообщество, не имевшее ни официального названия, ни собственной вывески, но достаточно прочно связывавшее художников как узами товарищества, так и близостью интеллектуальных и творческих устремлений. Недаром в общей печати и в художественной критике его участники уверенно именовались мир искусниками. Впрочем, и сами они называли себя так.

Реальность существования такого сообщества объяснялась тем, что важнейшую область приложения творческих усилий его участники видели во вневыставочной деятельности. Не преувеличивая значения группы, следует подчеркнуть именно эту сторону: речь должна идти об одном из важнейших центров литературно - музыкально-художественной жизни Петербурга. Не столько о вернисажах, но, по преимуществу, о творческой работе ряда талантливых мастеров на стыках изобразительного искусства с другими видами художественной культуры — с литературой и книгоиздательским делом, с журналистикой, музыкой, театром. Именно в эти годы мастера «кружка Бенуа» и близкие к нему стали ведущим отрядом русской книжной графики: ни одно значительное издание не выходило в свет без их участия. Они же оказались наиболее подготовленными и опытными сотрудниками революционных сатирических журналов: лучшее в обширном художественном наследии журнальной графики 1905—1907 годов связано прежде всего с их именами. Они активно работали в театрах и театральных студиях в качестве декораторов, пропагандировали новейшую западноевропейскую и русскую музыку на переживавших высокий подъем «Вечерах современной музыки» в Петербурге: здесь дебютируют И. Ф. Стравинский, С. С. Прокофьев. Они деятельно участвовали в быстро развертывавшейся программе пропаганды русской художественной культуры за границей. У кружка была и собственная, к тому же достаточно авторитетная художественная критика.

«Мира искусства» не существовало. Его эстетическая концепция была пересмотрена. Но название дягилевского журнала оказалось прочно связанным с целой группой художников, став нарицательным для одного из заметнейших движений в русском искусстве. Одна из центральных его идей — утверждение широкого творческого диапазона художника, работа в тесном контакте со смежными искусствами и на стыках с ними, требование коллективного соучастия в реформировании художественной культуры России — получала все более активное развитие.


Читайте также...