НАВИГАЦИЯ
`

Выход первого номера журнала "Мир искусства" - ноябрь 1898 года

Идея Бенуа о создании специально-художественного журнала

Наименее реальной в программе, принятой кружком, выглядела принадлежавшая Бенуа идея создания специально-художественного журнала. В 1890-е годы группировки молодых художников в ряде европейских стран уже не обходятся без «своих изданий»: один за другим возникают журналы в Париже („La Revue Blanche", 1891), Лондоне („The Studio", 1893), Берлине („Pan", 1895), Мюнхене („Jugend", 1896), Праге („Volne Smery", 1897), Дармштадте („Deutsche Kunst und Dekoration", 1897). В России опыт подобного издания отсутствовал.

Но идея была заманчивой: непосредственная связь исканий художников с журналистикой и критикой обещала не только дальнейшую консолидацию творческих сил, но и незнакомые русской художественной жизни возможности эстетической борьбы и пропаганды. Реализация этого проекта — дело рук Дягилева. Уже осенью 1897 года он обсуждает с Бенуа, в котором видит вдохновителя «всей затеи» и полновластного «автора проекта», организационно-практическую сторону намечающегося издания. Задача журнала — сплочение «инстинктивных живописцев», поддержка развивающейся в Москве и Финляндии художественной промышленности. Немаловажное значение имеет и идея организации от имени журнала ежегодных выставок — в этом случае образование общества художников оказывается излишним, а функции идейно-творческого центра нового движения берет на себя редакция.

Выбор названия нового журнала: Возрождение, Чистое художество, Мир искусства!!!

Находясь в Париже, Бенуа участвует в подготовке журнала лишь как советчик и консультант. При этом его представление о будущем издании во многом не совпадает с Дягилевским. Эталоном художественно-графического облика журнала ему видится «Симплициссимус», с 1896 года выпускавшийся в Мюнхене, а предложенная им программа строится на основе принципиального восстановления связей с традициями и опытом великих мастеров прошлого: «Авось нам удастся соединенными силами насадить хоть кое-какие путные взгляды. Действовать нужно смело и решительно, но и с великой обдуманностью. Самая широкая программа, но без малейшего компромисса. Не гнушаться старого и хотя бы вчерашнего, но быть беспощадным ко всякой сорной траве, хотя бы модной и уже приобретшей почет и могущей доставить шумный внешний успех. В художественной промышленности избегать вычурного, дикого, болезненного и нарочитого, но проводить в жизнь, подобно Моррису, принцип спокойной целесообразности — иначе говоря, истинной красоты. 

Отчего бы не назвать журнал «Возрождением» и в программе объявить гонение и смерть декадентству, как таковому. Положим, все, что хорошо, как раз и считается у нас декадентством, но я, разумеется, не про это ребяческое невежество говорю, а про декадентство истинное, которое грозит гибелью всей культуре. Я органически ненавижу модную болезнь, да и моду вообще». Различия между этой позицией поклонника мировой классики и взглядами других участников кругам неплохо иллюстрируют предлагавшиеся ими в противовес «Возрождению» названия журнала — «Вперед», «Новое искусство», «Чистое художество», «Красота». Остановились на «Мире искусства».

23 марта 1898 года в Главное управление по делам печати поступает прошение о разрешении «выдавать в свет» новый журнал. В нем должно быть три отдела: «1) отдел чистого художества (живопись, скульптура, архитектура, музыка, художественная критика), 2) отдел прикладного искусства или художественной промышленности, 3) отдел художественной хроники». Прошение подписано княгиней М. К. Тенишевой и коммерции советником С. И. Мамонтовым. В этих подписях неверно видеть лишь имена меценатов, гарантирующих журналу финансовую поддержку. Они означали куда больше: в блок с «кружком Бенуа» вступали сильнейшие русские мастера, объединявшиеся Мамонтовским художественным кружком, и группа художников, связанная с Тенишевой.

Коллектив редакции «Мира искусства»

Во главе редакции — Дягилев. Среди сотрудников — имена, начавшие мелькать на страницах общей печати еще с 1896—1897 годов: Дягилев, Грабарь и Философов, руководивший литературной частью. Ведущую роль в оформлении журнала играл Бакст, музыкальным отделом заведовал Нувель. Наиболее же авторитетным членом был Серов: «В сущности, Серов был единственным нашим арбитром, пред которым преклонялись и мы, художники, и наш «заправила» — Сережа». Участие в журнале обещали Репин, Левитан, В. и А. Васнецовы, Поленов, Нестеров, Врубель.

«Искусство и художественная промышленность» - журнал-ровесник и конкурент

Уже первый номер «Мира искусства» (ноябрь 1898 г.) приковал к себе общее внимание. Заметим, что одновременно вышел первый номер другого серьезного журнала — «Искусство и художественная промышленность». Совпадающие даты рождения обоих — не случайность. Ровесники, они — законные дети новой расстановки художественных сил и групп, в свою очередь отражавшей поляризацию эстетических взглядов и вкусов. Опиравшийся па опыт передвижников, журнал «Искусство и художественная промышленность» редактировался Н. П. Собко, многолетним сотрудником Стасова и его помощником по работе в Публичной библиотеке. В журнале участвовали М. М. Антокольский, В. В. Верещагин и Н. К. Рерих, с 1897 года выступавший в художественной критике. Пожалуй, именно благодаря противоположности эстетических позиций обоих журналов, они красноречиво отражали новый этап в развитии русской художественной критики: она впервые получала специализированную трибуну.


Читайте также...