НАВИГАЦИЯ
`

Основные тезисы: О мессианской роли русского искусства

Пафос внедрения красоты во все сферы народной жизни, борьба за развитие наиболее массовых форм художественной культуры — монументально-декоративного искусства, книжной графики и театра — приводят к дальнейшему расширению тематического диапазона «Художественных писем».

Мечта о великом и синтетическом искусстве, которое может и должна создать Россия, ведет ко все более пристальному всматриванию в особенности каждого из искусств, традиционно считавшихся лишь областями живописи; медленно, еле приметно для незаинтересованного глаза, но систематически идет работа по теоретическому выяснению их специфики, по уточнению терминологии. Конечно, тематическое многообразие статей сплачивалось здесь единой эстетической концепцией автора, но существовал и камертон, по которому неизменно настраивалась и выверялась их интонация: специфический взгляд художника, живописца и графика. Именно эта изначальная позиция, «точка отсчета» сообщала оригинальный характер анализу и оценкам событий в мире музыки либо театра, придавала целостность всей критической работе Бенуа, основным содержанием которой оставалась проблематика изобразительного искусства.

На рубеже 1900—1910-х годов идеей художественного синтеза были одержимы уже многие поэты, музыканты, художники (она особенно культивировалась во всей символистской и постсимволистской эстетике). В теории обещая создание совершенно нового, невиданного «соборного» искусства, она реально локализовалась обычно в попытках соединения в художественном произведении выразительных средств двух смежных искусств под главенством музыки. А. Белый экспериментировал в области соединения поэзии и музыки, Скрябин пробовал синтезировать музыку и цвет, Чюрленис — музыку и живопись. Для Бенуа эта вагнеровская идея связывалась прежде всего с музыкальным спектаклем. Во втором десятилетии XX века Бенуа смог реализовать свои планы: во время русских сезонов в Париже слава русского театра гремела на весь мир.

 


Читайте также...