НАВИГАЦИЯ
`

1910 – резкая статья о выставке «Союза руссих художников» и последовавшая попытка исключения из Союза

Рецензия на выставку «Союза Русских художников»

Еще более серьезные последствия, в какой-то мере отозвавшиеся на судьбе крупнейшего выставочного объединения России, имела статья о выставке «Союза русских художников», открывшейся в Петербурге в феврале 1910 года. В ней безоговорочно признается ведущая роль «Союза» и художественном развитии России: «Если смотреть на русское искусство с высоты птичьего полета, то видишь в настоящее время следующую картину: справа залегли отцветшие, засохшие, запыленные «старые школы», посреди цветут «Союз русских художников» и близкие к нему группы; слева еле видны побеги новых произведений». Но Бенуа различает отголоски «правых» и «левых» течений и внутри «Союза». Анализируя выставку, он открыто и резко выступает против них.

Бенуа высоко оценивает работы своих старых друзей, возглавляемых Серовым, присоединяет к ним произведения Петрова-Водкина, Рериха, дебютирующей Серебряковой, Юона и Чюрлениса. Это — ядро выставки, ее сильный и здоровый костяк. Общее между столь разными мастерами он видит в тяготении к миру фантастики, выражающемся то в мечтах о прошлом, то в созданиях сказочного или символического плана. Он подчеркивает общее для них стремление к декоративности, к решению сложных декоративных задач в таких различных областях, как театр, книга, монументальная живопись. Только они выдерживают проверку па художественную цельность, па стиль: «Их подлинная стихия — в создании красивых декоративных целостностей. Им мало отдельной картины па стене, иллюстрации на странице; им хочется подчинить объединяющей декоративной мысли целое комнаты, целое книги, целое в театре».

Отношение к авангарду

Решительному критическому разгрому подвергается «авангард» (мог ли предположить автор, что примененный им впервые термин получит позднее столь широкое хождение?; строки, посвященные М. Ф. Ларионову, П. В. Кузнецову и Г. Б. Якулову, проникнуты тревогой за метания «золоторунной молодежи, одержимой повальным безумием». Критик стремится оторвать талантливых живописцев от «пагубного воздействия» французской моды. «Ультрапередовой Париж не дает покоя москвичам, и они, как загипнотизированные, зачисляются в свиту Матисса, Ван Донгена, Дерена и других «диких». Мне вспоминаются при этом слова одного французского критика, который радуется тому, что среди учеников Матисса насчитываются одни только русские и американцы и ни одного француза».

Рецензия заканчивается разговором об «арьергарде выставки»— группе живописцев, «отставших от времени и идущих по следам передвижников», куда зачислены А. М. Васнецов, В. В. Переплетчиков, С. А. Виноградов, и о «балласте»— М. X. Аладжалове, М. А. Мамонтове, А. С. Степанове и А. Б. Архипове. Заметим, что в списки мастеров, составляющих «балласт на выставке», вошли лишь москвичи.

Попытка исключить Бенуа из «Союза русских художников» за резкую статью

Статья вызвала бурю, хоть и была лишь внешним толчком к разыгравшемуся скандалу: расхождения, и достаточно существенные, между петербургской группой бывших мирискусников и московскими живописцами, наметились раньше.

8 апреля 1910 года состоялось собрание московской группы «Союза». Возмущенный Архипов заявил, что покидает общество. К нему присоединились остальные, и в результате собрание приняло письмо, адресованное Бенуа: «Мы считаем неудобным и но отвечающим этическим требованиям корпорации подобные выступления в печати, будучи членом той же корпорации». Подписано оно С. Т. Коненковым, С. В. Малютиным, А. М. Васнецовым. С. А. Виноградовым, Л. О. Пастернаком, Н. В. Досекиным, Н. А. Клодтом, А. С. Степановым, Л. Б. Архпповым,

М. X. Аладжаловым, К. А. Коровиным и С. Ю. Жуковским. Многие, однако, отказались поставить подпись — К. Ф. Юон, В. В. Переплетчиков, К. К. Первухин. Н. В. Мещерии, М. А. Дурпов, М. А. Мамонтов, а также П. С. Остроухов и И. Э. Грабарь, отстаивавшие право критика па свободное высказывание взглядов в печати независимо от принадлежности к тому или иному обществу.

29 апреля специально приехавшие из Москвы Переплетчиков и Виноградов вручают письмо Бенуа. В ответном письме группы петербургских художников говорится: «находя невозможным существование организации Союза без должного к ней со стороны отдельных групп уважения, экстренное собрание членов Союза 2 мая единогласно постановило считать группу членов Союза, подписавшую письмо от 8 апреля, выбывшими из состава Союза. Но позиция эта вскоре была пересмотрена: Бенуа объявляет о выходе из «Союза». Вместе с ним покидают общество пятнадцать петербургских мастеров, а также Серов и Грабарь.


Читайте также...