НАВИГАЦИЯ
`

Работа Бенуа в комиссии Горького по охране памятников культуры. (февраль-апрель 1917 г.)

Важнейшая особенность деятельности Бенуа в эти месяцы (феврвль – октябрь 1917 года) — тесное сотрудничество с Горьким. Союз Горький — Бенуа (и шире: Горький — «Мир искусства») не должен показаться неожиданным. В его основе — общее уважение к наследию мировой и русской культуры, стремление к объединению сил с целью экстренной защиты памятников искусства от анархистов, открыто требовавших уничтожения старой, «эксплуататорской» культуры во имя создания новой, «пролетарской».

Бенуа готовит доклад «Об охране художественного достояния народа»

Именно Бенуа Горький поручил подготовить основной доклад на собрании пятидесяти четырех художников, художественных деятелей и артистов, созванном у Горького 4 марта 1917 года. Судя по тезисам этого доклада («Об охране художественного достояния народа»), речь шла о судьбах многочисленных памятников искусства, о дворцах и парках, музеях, соборах, монументах: «Это народное имущество, это наше добро, и нужно сделать все от нас зависящее, чтоб народ это осознал и чтоб он вошел во владение тем, что ему принадлежит по праву. Самая идея народности всякого искусства, всего того, во что люди из народа вкладывали свои идеалы красоты вот эта идея должна сейчас выявиться и ожить с особенной силой».

Ставя вопрос о срочной защите, охране и использовании художественных сокровищ и об участии художников в этом важнейшем деле, Бенуа зовет к замене старого бюрократического аппарата новыми формами художественной администрации, настаивает на учреждении вместо царского министерства двора министерства искусств. «Ссыльные» и «эмигранты» художественного режима,— говорит он о мастерах, не запускавшихся на официальные посты,— имеют преимущественное право на то, чтобы заняться тем делом, от которого их десятками лет отстраняли».

Горький поддерживает эту программу. Собрание принимает «Заявление в Совет рабочих и солдатских депутатов и Временному правительству». Составляется воззвание «К гражданам Петрограда» об охране памятников культуры и искусства. Подписанное Советом рабочих и солдатских депутатов, оно в форме листовки расклеивается на стенах дворцов и музеев, на улицах города. По инициативе Горького избирается Комиссия по охране художественных ценностей из двенадцати человек: В. Н. Аргутинский-Долгоруков, Бенуа, Билибин, Добужинский, Н. Е. Лансере, Г. К. Лукомский, В. Г. Каратыгин, Петров-Водкин, Рерих, И. А. Фомин, Шаляпин; председатель — Горький.

Начиная с 5 марта «комиссия Горького» почти ежедневно проводила заседания, организовывала поездки своих членов для осмотра состояния художественных памятников и загородных дворцов. 6 марта Бенуа и И. А. Фомин составили заявление в Совет рабочих и солдатских депутатов о погребении жертв революции не на Дворцовой площади («так как эта площадь с художественной точки зрения является вполне законченным архитектурным целым, не допускающим загромождения новыми памятниками»), а на Марсовом поле. По предложениям Бенуа были приняты решения о переименовании Дворцового моста в Петрограде в «мост Свободы»; снятии чугунной решетки с двуглавыми орлами, окружающей сад у Зимнего дворца («решетку отправить в склад и сберечь»); передаче портретов «Смолянок» Д. Г. Левицкого в Русский музей; образовании экспедиций для исследования художественных потерь на фронтах (регистрация, съемка, собирание уцелевших документов).

13 марта «комиссия Горького» приобрела государственный характер — она получила два названия (в стране — двоевластие): Комиссия по делам искусств при исполнительном комитете Совета рабочих и солдатских депутатов, а также особое совещание по делам искусства при В. А. Головине, комиссаре Временного правительства над бывшим министерством двора и уделов. В газетах публикуется открытое письмо ко всем учреждениям, занимающимся сооружением разного рода памятников, с просьбой довести до сведения особого совещания в Зимний дворец о начатых работах и проектах. Письмо подписано Горьким, Бенуа и Рерихом. Ряд художественных обществ и крупных мастеров поддерживают комиссию; в частности, Репин, отмечающий ее как единственную «взявшую на себя в момент общей растерянности заботы об охране произведений искусства и памятников старины». Однако, не встречая поддержки со стороны правительства, искавшего связей с «Союзом деятелей искусств», 20 апреля 1917 года Горький объявил о прекращении деятельности комиссии.

Но Бенуа продолжает идти за Горьким. Он сотрудничает в горьковском журнале «Летопись» и в издательстве «Парус». Вместе с ним, а также М. Ф. Андреевой, П. П. Гайдебуровым и С. А. Кусевицким участвует в комиссии, назначенной товарищем городского головы А. В. Луначарским для превращения Народного дома в культурно-просветительный центр для рабочего зрителя. Работа в этой комиссии, ставившей своей целью создание подлинно народного театра и возглавляемой большевиками, показательна для эволюции художника: его политическая и общественная позиции продолжают уточняться.


Читайте также...