НАВИГАЦИЯ
`

Стасов, как создатель русской художественной критики и его влияние на Бенуа

Создателем профессиональной художественной критики в России Бенуа всегда признавал В. В. Стасова: «Стасов — первый специально-художественный русский критик». Временем расцвета Стасова были 1870—1880-е годы. Тогда критика еще не имела специального журнала и обходилась публикациями в общей прессе, прежде всего в газетах. Материалы об искусстве в 1870-е годы давали также журналы «Пчела», «Русская старина», «Зодчий», в следующем десятилетии наиболее интересными изданиями становятся «Художественный журнал» и солидно поставленный «Вестник изящных искусств». Но только стасовские статьи в журналах и газетах «Санкт-Петербургские ведомости», «Новое время», «Новости и биржевая газета», сохраняя определенную связь с историей искусства, тем не менее приобрели особую глубину, принципиальную убежденность, специфическую целенаправленность. Здесь критика, в идейной борьбе и полемике обретая зрелость, отстаивала право искусства на вторжение в жизнь и обличение социальной несправедливости, его право служить обществу учителем и судьей. В арсенале этого непримиримого борца за реализм такие формы художественной критики, как статьи проблемные и обобщающие, посвященные целым направлениям, течениям, группам, статьи об отдельных мастерах, рецензии па выставки и книги. Злободневные, они живо откликались на события современного искусства, анализировали его ведущие тенденции и воздействовали на формирование художествонного процесса. Именно благодаря Стасову, поддержанному Л. В. Праховым, М. М. Антокольским, В. В. Верещагиным, И. Н. Крамским и И. Е. Репиным, художественная критика впервые приобрела огромное, все растущее влияние. Хотя, впрочем, еще несопоставимое с тем, которое имела ее старшая сестра — критика литературная.

Состояние и развитие художественной критики России в 19 веке

Состояние критики связано как с теорией, так и с историей искусства и, конечно же, во многом зависит от их научного уровня. Историко-художественная библиотека России этих лет была небольшой, но уже включала труды Ф. И. Булгакова, И. П. Кондакова, Д. А. Ровинского, Н. С. Собко, А. И. Сомова, А. М. Павлинова, И. И. Толстого. Пусть научные методы здесь далеко не совершенны — все же, изучая прошлое искусства, кропотливо накапливая сведения, фиксируя факты, эти ученые способствовали становлению серьезной художественной критики. Впрочем, уже при своем возникновении она приобрела общественное значение гораздо большее, нежели то, па которое могла претендовать история искусства. Так было, кстати, и в соседних областях науки об искусстве — в музыкознании, в театроведении.

Исследуя русский художественный процесс с точки зрения развития художественного мышления общества, Асафьев в свое время отмечал, что искусству каждого исторического периода присущ свой, с достаточной точностью определяемый комплекс не только идей, но и выразительных средств, своя художественная система. Важнейшее звено такой системы, соответствующее «интонационному словарю», складывающемуся в музыке эпохи, «пластический словарь» изобразительного искусства — сумма живописно-выразительных форм, приемов, пластических интонаций, привычных, прочно осевших в общественном сознании, в мыслях и чувствах современного зрителя. В рамках данной системы, формирующей определенную эстетическую восприимчивость и «культуру зрения», пользуясь понятным всем «словарем», обращается к зрителю художник, пусть даже не дающий себе в этом отчета. В тех же границах работает художественный критик. В этом смысле просветитель-демократ Стасов — не только глашатай передовых социальных идей, одушевлявших живопись второй половины XIX века, но своеобразный учитель, разъясняющий «словарь» нового изобразительного языка, а затем, когда тот принят и прочно усвоен как свой, родной,— талантливый переводчик идей, изложенных в картине, на язык литературный. Среди постоянных читателей и, добавим, поклонников Стасова 1880-х годов был и Бенуа: «Кого, впрочем, хоть на год, на два Стасов не увлекал?» Именно тогда — на примере Стасова — он усвоил представления о высоком достоинстве критики, о ее огромных возможностях, ощутил роль, которую она способна играть в движении искусства.


Читайте также...