НАВИГАЦИЯ
`

Книги Рихарда Мутера об искусстве и их влияние на молодого Бенуа

Книги Рихарда Мутера об искусстве

Весной 1893 года в Петербург пришел из Мюнхена первый том издания Мутера «Geschichte der Malerei im XIX Jahrhundert». Среди подписчиков был и Бенуа, двадцатитрехлетний студент юридического факультета. Книга захватила так, что он, свободно владевший немецким языком (как, впрочем, и французским), предложил Мутеру написать главу о русской живописи, не предусмотренную планом издания. Рихард Мутер не был известным ученым. Тридцатитрехлетний профессор университета в Брсслау, он занимался прежде искусством немецкого средневековья, но теперь взялся за труд, имевший целью привести в научную систему историю мировой живописи кончающегося столетия. Принимая предложение неизвестного автора и предупреждая о сложности задачи, он поставил кратчайший срок — два с половиной месяца. Времени не было, и Бенуа работал, не прибегая к архивам. О своем замысле он но говорил даже ближайшим друзьям. Научным консультантом начинающего историка был Андрей Иванович Сомов. Старый ученый, поклонник классики, автор ряда трудов, он много лет служил хранителем коллекций Эрмитажа и редактировал «Вестник изящных искусств». Но главным «учителем» стал Мутер; по Мутеру историческое значение художника зависит от его роли в «общеевропейском духовном концерте», важнейшим критерием оценки является индивидуальное своеобразие мастера, а качество картины, минуя социологию и требования «злобы дня», определяется прежде всего живописными достоинствами. Возражая академизму, Мутер доводил изложение до самых «новейших явлений» включая импрессионизм, прерафаэлитов и только еще формирующийся символизм. Методология его основывалась, однако, на описании и анализе сюжета; при этом, видя главную опасность в прямом вторжении в картину литературы, Мутер ставил под сомнение как «анекдотизм», под которым понималась жанровая живопись, построенная на литературно-юмористической основе («в духе Хогарта»), так и «тенденциозное направление» рассудочную живопись воспитательно-обличительного характера, где «учитель убивает художника». От гнета традиций и доктрин к свободе и независимости творческой индивидуальности, к торжеству «нового идеализма» таков, по Мутеру, общий ход движения живописи в истекшем столетии.

Влияние Мутера на взгляды Бенуа и современников

В статье Бенуа эта концепция новейшей немецкой школы искусствознания спроецирована на историю русской живописи. Но если по отношению к первой трети XIX века она давала определенную свободу суждений, то приложенная к реализму двух последующих десятилетий вела к жесткому максимализму в оценках и превращалась в неповоротливую схему, вынуждающую уличить жанристов 1840-х годов в «анекдотизме» (П. А. Федотов), а ряд художников 1860-х годов в «тенденции» и «доктринерстве» (В. Г. Перов). (Разве мог предположить автор, что эти мастера позднее будут принадлежать к кругу самых уважаемых им художников?) Фразеология здесь ничуть не оригинальна: весь ассортимент используемых терминов («утилитаризм», «литература в живописи», «тенденция») мы встречаем не только в трудах самого Мутера, Конрада Фидлера или Гильдебрандта, но и в цитированной выше фразе Репина — это полемический лексикон, характерный для времени. Начиная же с 1870-х годов, по Бенуа — Мутеру, как только на художественную арену вступают передвижники, пагубное воздействие «литературщины» на живопись прекращается, а новое товарищество становится «центром русской национальной школы и заключает в себе все имеющиеся в России жизненные, юношески свежие, подающие надежды таланты». Именно теперь русское искусство вступает в новый этап развития: «Передвижники окончательно освободили русскую живопись от всего чуждого, анекдотического, тенденциозного и эклектического; поставили ее на истинно национальную почву, наделили ее новой самостоятельной техникой и в продолжении немногих лет завоевали себе почетное место среди художников Европы».

Последняя рецензия Бенуа на книгу Мутера

И вот уже в статье-некрологе «Мутер» Бенуа дает критический разбор трудов ученого, сыгравших такую большую роль для 1890-х годов («Книга Мутера явилась как бы евангелием художественных революционеров и на ней выросла вся огромная секта современных искателей»). Здесь сформулированы особенности книги, теперь кажущиеся критику серьезными ошибками. Но «ошибки» ли? Или отражение характерного для конкретного исторического этапа искусство понимания? Скорее второе. Но это и его собственные «ошибки»— раннего Бенуа. Присмотримся к ним: «Мутер во имя свободы творчества обрушился на академизм и косвенно — на формальные устои прекрасного. Мутер возвеличил значение индивидуализма, личного гурмандизма, маленьких отдельных открытий, а теперь становится ясным, что снова нужно соединение многих во имя одного принципа, нужна школа, нужны каноны, не нужно, главное, чуждаться друг друга. Мутер воспевает крайний модернизм, крайние искания... дело теперь вовсе не в крайности, а в интенсивности исканий, дело вообще не в исканиях нового, а в строительстве из того, что найдено». Сопровождая этот своеобразный «критический некролог» зарисовкой собственной эстетической эволюции — от поклонника и «счастливого соавтора» Мутера до ниспровергателя, Бенуа заключает: «Теперь лучше его книгу не перечитывать».

Идеи Мутера в XX веке

Книга Мутера, в свое время имевшая огромную популярность, в наши дни с трудом выдерживает научную критику. Но включенный в нее краткий «конспект» Бенуа — Мутера был все же первой попыткой изложения истории русской живописи и рассмотрения ее рядом с другими национальными школами в качестве равноправного участника эволюции мирового искусства. Сегодня мы видим в нем и идейную несамостоятельность, и фактические неточности, и историческую неполноту. И все же этот характерный документ художественной жизни эпохи заслуживает внимания: оп звал русскую науку об искусстве от фактологии и фиксации отдельных событий к осмыслению всего хода художественного процесса. Еще несколько лет — и мы встретимся с серией трудов такого типа. Сыграла ли во многом незрелая работа Бенуа роль своеобразного «будителя» мысли, либо попросту предшествовала появлению этих трудов?


Читайте также...