НАВИГАЦИЯ
`

Работа в театре Ла Скала, 1946-58 годы

1946 год – Бенуа приглашён в Ла Скала, для возрождения театра

Превращенное в руины во время бомбардировок 1943 года здание Ла Скала было реконструировано только к весне 1946 года. Начав работать, театр, следуя давней традиции, придерживался классического репертуара; поэтому естественно, что его руководство, возглавлявшееся дирижером А. Тосканини, нуждалось в Бенуа — его художественной культуре, чуткости к традициям итальянской и французской сценической живописи XVIII и XIX веков, блестящем знании музыкальной литературы. Русский художник был приглашен участвовать в возрождении театра, издавна служившего олицетворением славы итальянской оперы. Оперный «репертуар» мастера велик — он включает лучшие образцы мировой музыкальной классики. Ла Скала принято называть «Театром Верди»: еще при жизни композитора здесь шли почти все его оперы, а позднее каждый новый сезон по традиции открывался одним из его творений. Теперь Бенуа создает оформление большинства вердиевских спектаклей, поставленных театром. Среди них — «Бал-маскарад», «Трубадур», «Фальстаф», «Травиата», «Риголетто». Список, почти исчерпывающий высшие достижения реформатора итальянской оперы. Дело, однако, не в полноте этого списка, а в удивительной внутренней близости, которой проникнут диалог русского художника и миланского композитора. Когда Бенуа пишет: «Законом, предопределяющим все остальное, является для меня намерение автора», — за этой с виду недискуссионной фразой скрывается категорическое нежелание согласиться с принципами современного «театра режиссера», где полновластным автором спектакля становится постановщик. Под «автором» Бенуа имеет в виду исключительно композитора и либреттиста; следуя музыке и их ремаркам, он хочет воссоздать оперу на сцене. Вот почему при его интерпретации опер Верди одежда сцены подчеркнуто строга. Зато декорации, основным элементом которых является живописная завеса, подчинены жанровым законам большого оперного спектакля, построены на широком дыхании цветовых отношений и пластических ритмов. На сцене много воздуха и света. В интерьерах и пейзажах просматривается неглубокая, обычно свободно раскрытая в высоту сцена. Художник избегает не только пресловутой оперной помпезности и постановочной эффектности, но какой бы ни было искусственности: его цель быть ясно зримым, правдивым и «простым как Верди». Он «верит» в существование удивительного мира музыкальных образов Верди, живет и дышит в нем, с чарующей естественностью переводя свои ощущения в строй зримых образов. Это и делает работу мастера над операми Верди столь интересной и принципиальной, что она вполне может стать предметом специального рассмотрения и анализа.

Бенуа оформляет самые популярные оперы на сцене Ла Скала

На сцене Ла Скала в оформлении Бенуа идут и самые популярные оперы Пуччини — «Богема», «Флория Тоска», «Манон Леско». Среди его работ — «Фауст» Гуно, «Вертер» Массне, «Фаворитка» и «Лючия ди Ламмермур» Доницетти. Последняя с успехом была показана театром на гастролях в Москве (1964). За десятилетие 1946—1956г. мастер оформил свыше двадцати спектаклей Ла Скала. Эскизов декораций, костюмов, бутафории, грима, выполненных для этого театра, достаточно для организации солидной выставки — их сотни. «Убедительная реальность» — так формулирует автор свою творческую цель четверть века спустя после статьи «Декорация и костюм». Далекий от новаций, не пытающийся удивить зрителя, он заботится только о слиянии красок и форм декораций и костюмов с «душой спектакля» — музыкой, о выражении музыкальных образов через образ зрительно-пластический.

«Классик революционного искусства», «великий русский театральный художник»

Бенуа начал систематическую работу здесь в семидесятисемилетнем возрасте, а свой последний спектакль оформил в восемьдесят шесть тем не менее историк театрально-декорационного искусства Ла Скала Карло Энрико Рава видит именно в его произведениях начало современного этапа в сценографии миланского театра и шире в итальянском искусстве оформления музыкального спектакля вообще. С точки зрения этого исследователя, творческий вклад Бенуа образует своеобразный «мост», позволивший «от театральной живописи несколько условного «веристского» вкуса снова обратиться к славным традициям театральной живописи XIX века и романтики, которые казались безвозвратно потерянными. Александр Бенуа имеет заслугой то, что он восстановил связь с лучшими примерами нашего прошлого». В музее театра Ла Скала эскизы Бенуа занимают самое почетное место; представитель русской школы искусства рассматривается как реформатор сценической живописи в музыкальной столице Италии. Старый русский мастер, так считают и другие ученые, в частности, Монтеверди, возглавляет процесс возрождения итальянской декорационной живописи, в который включаются художники различного склада и творческого почерка, сотрудничающие с Ла Скала,— художники русской школы Николай Бенуа и Евгений Берман, Дмитрий Бушен и Григорий Шилтян, а также Казорати и Кирико, Гуттузо и Боффе, Сирони и Вакевич. «Классик революционного искусства», «великий русский театральный художник»,— так именуют мастера историографы итальянского театра.


Читайте также...