НАВИГАЦИЯ
`

Постановка «Гибели Богов» Вагнера – первый крупный успех на театральной сцене

На Мариинской сцене в 1904 году Бенуа оформляет «Гибель богов». В истории русского музыкального театра это первая попытка серьезной интерпретации Вагнера. Путь, избранный художником, знаменателен — очистив Вагнера от оперных штампов зарубежной сценической традиции, дать музыке новое живописное прочтение. Бенуа последовательно искал «реального Вагнера»; «декорации должны быть спокойны и суровы». Он стремится не только к созданию определенного настроения, но и к масштабности обязательно «правдивого» пространства, к иллюзии «настоящего» света, к «натуральности» пейзажа, к исторической достоверности каждой детали. Для этого он использует в декорациях бретонские этюды и наброски — прибрежные скалы, камни, деревья, море, для каждого статиста разрабатывает не только эскизы костюма, но проекты обуви, меча, щита, пояса, браслета, серьги, орнаментики. Все это построено на тщательнейшем изучении исторического и археологического материала, порою оборачивающемся даже излишним педантизмом, скованностью художественной мысли.

Бенуа добивается успеха — в начале 1903 года зал Мариинского театра встречает премьеру овацией. «Моментами зритель совсем забывал, что это театральное «действо», вспоминает Остроумова-Лебедева. Ему казалось — реальная жизнь проходит перед его глазами». Но и эта единственная в рассматриваемый период капитальная работа, показавшая Бенуа как серьезного декоратора-профессионала, ни в коей мере не приблизила художника к созданию подлинно синтетического спектакля.


Читайте также...