НАВИГАЦИЯ
`

Станиславский приглашает Бенуа в Московский художественный театр. (Творческий союз «Мира искусства» с МХТ)

Почему Станиславский привлёк к работе именно Бенуа

К началу этого периода в эволюции Московского Художественного театра назревал новый этап. Теоретическая разработка основных принципов «системы Станиславского» завершалась, выдвигая новые эстетические задачи не только перед актерами, но и художниками: театр отходил от своего постоянного декоратора — В. А. Симова. Нужны были мастера, способные внести свежую струю в оформление первых, в значительной мере экспериментальных спектаклей, задуманных уже «по системе». В МХТ пришли молодые живописцы В. Е. Егоров и Н. П. Ульянов, но на короткое время: стремление к лаконизму и акцентированной условности вступало в противоречие с реализмом актерской игры. В конце 1908 года, вспоминал позднее Станиславский, «мы познакомились с кружком А. Н. Бенуа, одного из основателей выставок «Мир искусства», которые были в то время передовыми Петербургские театры также не обходились без помощи, советов и работ этой группы художников, что дало им хорошую практику и опыт. Они лучше многих других знали декорационное и костюмерское дело театра. Эта группа казалась нам наиболее подходящей для наших требований»

Станиславский был знаком и с художественно-критическими статьями Бенуа, посвященными декорационному искусству в драматическом театре. Специальные статьи критика на эту тему появляются лишь с 1907 года, но затем Бенуа — единственный среди критиков — уделяет ей самое пристальное внимание, пишет о спектаклях театра В. Ф. Комиссаржевской, рецензирует постановки «Старинного театра». Бенуа резко осуждает за несоблюдение, за непонимание этих принципов Дирекцию императорских театров и, прежде всего, В. А. Теляковского, этого, по словам художника, «Аракчеева русской сцены». Идеалом драматического театра представляется МХТ — автор всячески подчеркивает роль Станиславского и его театра в русском искусстве. Между тем, оговаривается критик, «декорационная часть Художественного театра поставлена плохо». Станиславский соглашается: на следующий же день после прочтения статьи он предлагает «кружку Бенуа» договориться о творческом союзе.

Переписка Бенуа со Станиславским

Переписка Станиславского с Бенуа становится все оживленнее. Среди размышлений о совместном творчестве — идея возрождения импровизационного театра commedia dell`arte, но в чисто русском варианте, вопрос о постоянной службе Бенуа в Художественном театре и о макетной мастерской, которая под его руководством займется экспериментальной работой. В апреле 1913 года, в ответ на официальное предложение Немировича-Данченко о «содиректорстве», Бенуа обещает отказаться от работы в других театрах, даже переехать на жительство в Москву: «Если иметь в виду не «украшение», а «обновление» театра, искание новых путей (Ваши мечты об опытах, о лаборатории)». Систематическая работа в МХТ кажется таким реальным воплощением давнишней мечты о своем театре, театре единомышленников, что он согласен на любые жертвы — «в любом случае я себя отдаю всецело Художественному театру». Он принимает на себя широкий круг обязанностей: «1) Я самостоятелен в смысле плана, художника постановки, декораций и костюмов, по при работе с актером — с помощью настоящих режиссеров, ставлю в год «один спектакль». 2) Принимаю участие во всех других постановках в качестве советчика и в качестве арбитра по всем вопросам «пластической стороны». 3) При этом я руковожу всеми приглашенными или состоящими при театре художниками».

Бенуа приводит в театр художников «Мира искусства»

Возникает творческий триумвират — Станиславский руководит режиссурой, Немирович-Данченко — репертуаром, Бенуа — художественным оформлением спектаклей. Тем самым МХТ вступал в союз и с широким общественно-культурным движением, именуемым вторым «Миром искусства»: в театре сотрудничают Рерих, Добужпнский, создающий одну из своих лучших работ — оформление «Николая Ставрогина» по Достоевскому (1913), Кустодиев, выступающий со своим сценографическим шедевром — «Смерть Пазухина» Салтыкова-Щедрина (1914). Бенуа принимает участие во всей жизни труппы, присутствует на многих репетициях. Немирович-Данченко советуется с ним как с членом дирекции и режиссерского совета по всем важным вопросам, включая репертуарные. «Бенуа был в Художественном театре «царем и богом»,— рассказывает И. Н. Берсенев.— К его мнению все прислушивались, тем более, что у К. С. [Станиславского] была такая черта в характере, что если уж он доверял, то доверял беспредельно». В течение последующих трех лет Станиславский постоянно сотрудничал с Бенуа — художником и режиссером.


Читайте также...