НАВИГАЦИЯ
`

Статьи о МХТ. За современный реализм на театральной сцене, но против крайних новаторов и революционеров

Статьи в «Речи» по поводу новых спектаклей МХТ разъясняют пути, которыми идет театр, излагают театральные верования автора, спорят с противниками постановки. Бенуа отстаивает необходимые театру «подлинное чувство жизни, искренность, правду», «живое переживание», наконец, «познание жизни во всей ее сложности». Он выступает за реализм, видя в нем вечный и плодотворнейший путь искусства: «Ох, до чего надоели, осточертели, омерзели всякие фокусничанья, якобы долженствующие заменить «отживший реализм». Знаменитое «верю» Станиславского становится для критика важнейшим приемом проверки не только театра, но и художников на искренность, на глубину и правду творческого переживания.

Несмотря па изрядное количество театрально-критических работ, посвященных МХТ и драматическому театру вообще, среди них редко встречаются такие, что могут быть поставлены в ряд с лучшими художественно-критическими статьями Бенуа. В тех разделах, где анализируется оформление спектакля, они и до сих пор не потеряли своей привлекательности. Декорация здесь — важная область современной живописи, но особая, подчиненная законам сцены.Портрет Дмитрия Сергеевича Мережковского Ее характер и облик целиком связаны с исходным — драматургическим материалом, воссоздаваемым в спектакле. Вот почему, подобно книжному иллюстратору, опирающемуся на конкретное литературное произведение, художник театра обязан подчинить свою фантазию идее драматурга, «стилю эпохи», жанру особенностям пьесы. С точностью исторического живописца он должен воскресить архитектуру и ландшафт, костюмы, бытовую обстановку и предметы обихода — место и время действия продиктованы драматургом. Ведь подлинный автор — он, а не режиссер-постановщик. Ведь это становится назойливым, невыносимым, кощунственным»). Он обычно проходит мимо, либо относится с пренебрежением как к опытам постановки «в сукпах», так и к вращающейся сцепе, да и другим поискам новых сценических форм, независимо от того, осуществлены они у В. Э. Мейерхольда, Н. Н. Евреинова, К. А. Марджанова или А. Я. Таирова. Но особенно пугают его искания Мейерхольда в решении декоративно-пластической стороны спектакля — он видит в них не только разрыв с традициями классики, но признаки назревающего кризиса русской сцены. С той большей уничижительностью он отзывается о сценографических опытах петербургского «Союза молодежи» (В. Б. Татлин) и «Первого в мире футуристов театра» (К. С. Малевич, И. С. Школьник, П. Н. Филонов).

Отношение к пьесам Мережковского и их постановкам

В 1913 году готовился спектакль «Будет радость» Д. С. Мережковского. Отношение Бенуа к подобной драматургии определялось приверженностью к традициям мировой классики. Мережковского он именует теперь «чудовищным маргарином», решительно возражая против постановки его пьесы: «Он меня уже больше не обманет (говорю так, ибо годами он водил меня за нос; прошел через это). <...> Это все одна сплошная ложь». «Это наша же духовная пустота глядит мертвым глазом из зеркала»,— пишет он в 1913 году по поводу одного из подобных спектаклей МХТ. Протестуя против погони за модой, художник сохранял верность высокой драматургии ушедших эпох, эталонами которой для него были творения Мольера, Гольдони, Пушкина.


Читайте также...