«Борис Годунов» - первый спектакль русских сезонов в Париже (1908 год)
В 1908 году директорат Дягилева — Бенуа приступил к выполнению очередного пункта своей программы: к сезону «Русской оперы» в Париже. Готовились «Борис Годунов», «Хованщина» и «Псковитянка».
Бенуа пересматривает отношение к Мусоргскому
В «Слове» — большая, печатающаяся в трех номерах статья, рассказывающая об открытии «сезона». Бенуа, в прежние годы недооценивавший Мусоргского и даже иронизировавший над «курьезной» формой его произведений — ведь этот любимый композитор Стасова сродни передвижникам,— теперь восхищен Мусоргским и его народной драмой. Гордясь Мусоргским наравне с Чайковским, Бенуа, анализируя успех спектакля у парижан высоко оценивая исполнителей, прежде всего Шаляпина, видит причину, по которой «вчерашние ученики» оказались готовыми «занять учительскую кафедру», в том, что «настоящими, героями дня были Пушкин и Мусоргский, героем дня — все русское искусство, вся Россия».
Особенности постановки «Бориса Годунова»
Спектакль строился реалистически: он должен был «воссоздать подлинную Русь» времен Годунова — подход, продиктованный характером народной драмы. Во имя этого Дягилев собирал в деревнях и разыскивал на петербургских рынках подлинные костюмы, старинные предметы обихода, украшения и вышивки. Декорации должны были быть «безукоризненными», поэтому онеру оформлял не один Головин, но также Бенуа («Замок Сандомирского воеводы»), а эскизы костюмов и бутафории исполнял знаток XVI—XVII веков. Немалое внимание обращалось и на техническое исполнение декораций — над этим работали Лансере, Юсн, Яремнч. Таким образом, в попытке создания идеального оперного спектакля директорат шел по пути «коллективной» постановки, каждое звено в которой поручалось лучшему специалисту — примерно так, как в первом опыте «идеального балетного спектакля («Сильвия»). Подход, аналогичный тому, что в 1900-е годы культивировался при оформлении «роскошной книги».
Принцип этот, обеспечивая мастерство исполнения каждого из элементов «коллективного произведения», не мог не отразиться на его целостности; столь ярко выраженным индивидуальностям, как Бенуа или Билибин, трудно «подстроиться» к живописному стилю и почерку Головина.
Читайте также...
Партнёрские ссылки: