НАВИГАЦИЯ
`

1906 год – Бенуа захватывает идея пропаганды русского искусства в Европе. Выставки в Париже

Разработанная Бенуа программа пропаганды русского искусства исходит также из того, что если русская литература в конце XIX и начале XX века завоевала всеобщее признание и оказала серьезнейшее воздействие на развитие европейских литератур, то музыка знакома меньше, а театр и изобразительное искусство почти неизвестны.

Выставка в Париже «Два века русской живописи и скульптуры» - 1906 год

Главный организатор – Дягилев. Первым шагом на пути осуществления этой программы становится выставка «Два века русской живописи и скульптуры», тогда же (1906) развернутая Дягилевым в десяти залах Осеннего салона в Париже. Она состояла из лучших произведений, только что показанных на выставке русского портрета в Таврическом дворце. Экспонировались также тридцать пять древнерусских икон из собрания Н. П. Лихачева. Были представлены и современные мастера: «большая тройка» — Врубель, Серова, Коровин, а также Малявин, Сомов, Бенуа, Бакст, Грабарь, Кустодиев, Остроумова-Лебедева, молодые П. В. Кузнецов и М. Ф. Ларионов (каталог составил Бенуа). Выставка, расцененная современниками как «международное художественное событие», не давала, однако, полного представления о русском искусстве.

Это тогда же отметил А. В. Луначарский, говоря, что мир искусникам рано торжествовать победу в Европе — известность того или иного представителя этой группы, широко экспонированной на выставке, предрешил не столько талант, сколько Дягилев, не пригласивший ряд крупных мастеров передвижничества. Она даже строилась на «ансамблевых» принципах выставок «Мира искусства»: картины развешаны па тонированном фоне, а залы украшены предметами художественной промышленности и скульптурой. Именно эту сторону—изысканное оформление, осуществленное Бакстом при участии Бенуа, критика особенно выделяла. Успех сопровождал выставку и в Берлине, где она развернулась в Салоне Шульте. а также в следующем году в Венеции.

Дебют Дягилева за границей в качестве импрессарио оказался успешным. Он решительно переносит всю свою деятельность во Францию и становится во главе неофициального директората, осуществляющего программу «вторжения в Париж». Ближайший его советчик — Бенуа.

 

 


Читайте также...