НАВИГАЦИЯ
`

Значение Русских сезонов и работ Бенуа для европейского театра

Русское искусство дает пример Европе

«Русский балет» приобрел признание во многих странах. Дягилевские спектакли, помимо Парижа, видели Лондон и Рим, Берлин и Дрезден, Вена и Будапешт, Монте-Карло, Рио-де-Жанейро, Буэнос-Айрес. Значение «Русских сезонов» для развития мирового музыкального театра и его сценографии было достаточно ясно осознано театральной и художественной критикой. Недаром Луначарский с гордостью утверждал, что в некоторых областях искусства Россия выдвинулась на одно из первых мест, давая Европе блестящие примеры для подражания. Он имел в виду как международное значение «сумасшедшего успеха русского балета во всей Европе», так и область театрально-декорационного искусства, где русские мастера «произвели настоящую революцию». Он уверен, что сделанное Бенуа и Бакстом, Рерихом, Юоном и Добужинским будет иметь непреходящую ценность, повлечет за собой пересмотр ряда старых принципов искусства и «должно статься в истории художественной культуры Европы в целом».

С позицией Луначарского нельзя не согласиться. Прежде лишь русская литература — Толстой, Достоевский, Чехов — играла несомненно значительную роль в духовной жизни Европы, воздействовала на умы, заставляла людей разных стран с вниманием и уважением смотреть в сторону России. Именно с понимания этого факта началась парижская «программа» Бенуа — Дягилева. Теперь диапазон влияния русской культуры был расширен. Гигантское распространение получила русская музыка. Русская школа балета и русские художники театра стали всемирно известными. При этом, если говорить о дягилевской антрепризе, следует согласиться с теми исследователями, которые, присоединяясь к точке зрения Бенуа, считают, что принятое в мировой специальной литературе определение «стиль русского балета» можно отнести «лишь к периоду 1909—1914 годов» Формирование его определяют деятельностью творческого триумвирата: Стравинский — Фокин — Бенуа. В этот же период непререкаемый, все возрастающий международный авторитет приобрели русские художники музыкального театра. Коренное преобразование сценографии мирового музыкального театра под воздействием художников «Русских сезонов» 1909—1914 годов рассматривается современными историками театральной декорации как неоспоримый факт.

Впрочем, литература на разных языках, посвященная этой проблеме, трудно обозрима. Не анализируя отдельных трудов, следует подчеркнуть то общее, что их объединяет: так называемый «1-й период Русского балета Дягилева», накануне первой мировой войны давая новую опору вековым связям и плодотворнейшему взаимодействию русской и французской культур, в то же время реформировал развитие мировой хореографии и театрально-декорационного искусства, заметно повлияв также на европейскую художественную промышленность и прикладное искусство, как, впрочем, и на движение всего художественного процесса.

Триумфатором в Париже стала вся русская культура

Бенуа объяснял успех сезонов 1909—1911 годов всеобщим энтузиазмом труппы, каждый участник которой сознавал, что представляет в Париже русскую культуру. Высокая патриотическая пропаганда отечественного искусства сплачивала всех в единый творческий организм: «Не Бородин, и не Римский, и не Шаляпин, и не Головин, и не Рерих, и не Дягилев были триумфаторами в Париже, а вся русская культура, вся особенность русского искусства».

Балет «Петрушка» стал лучшим творением Бенуа в этот период

Бенуа времен «Петрушки» — мастер, поклоняющийся русскому фольклору и сказке, лубку и народной игрушке, пропагандирующий их в статьях и книгах, а теперь с гордостью выведший русскую толпу и русскую улицу на сцену парижского театра. Именно это позволило ему совместно со Стравинским и Фокиным создать первый русский балет на русскую тему или, говоря словами В. Светлова, «настоящий русский, национальный балет как по духу, так и по внешним формам».

Как известно, именно здесь с наибольшей яркостью воплотились также принципы новой хореографии: это не только «одно из самых лучших созданий художника Бенуа», но также образец полнейшего осуществления фокинской реформы балета.

Бенуа – начальник штаба…, разрабатывавший планы почти всех операций по «вторжению в Париж»

Заслуги Бенуа — художника и художественного деятеля в деле завоевания международного престижа отечественной культурой — переоценить трудно. Имя этого своеобразного начальника штаба «русских варваров», разрабатывавшего стратегические планы почти всех «операций» по «вторжению в Париж», приобрело мировую известность, хотя и уступавшую славе «полководца» — самого Дягилева. В создании художественных ценностей, признанных новаторскими открытиями в мировой сценографии, он сыграл роль пионера и своеобразного «генератора идей». «Только исключительно ему принадлежит заслуга открытия и применения более тесного слияния между различными элементами спектакля». Очевидна и его роль в качестве критика-пропагандиста, не только формулирующего задачи, но анализирующего, осмысляющего каждый успех и каждый просчет этого начинания. И когда мы сегодня говорим о значительности вклада Бенуа в реформу русского и мирового балета или о том, что его музыкально-критическая деятельность «знаменовала собой целый период в истории нашего музыкального театра и была явлением выдающимся», следует иметь в виду, что речь идет о художнике культуроведе, удивительном именно широтой и взаимосвязанностью интересов, которые лишь с известным трудом можно расчленить на отдельные отрасли.


Читайте также...