НАВИГАЦИЯ
`

1926 – «Женитьба Фигаро» в БДТ, последнее возвращение в Россию. Провал

В 1926 году Бенуа снова возвращается в Петроград, чтобы поставить свой последний спектакль на родине, он ставит и оформляет в Большом драматическом театре комедию Бомарше «Женитьба Фигаро».

Художник тщательнейшим образом разрабатывает план постановки: на примере этой классической пьесы, имея дело с освоенным во всех деталях историко-художественным материалом — Францией XVIII века, он хочет сделать новую попытку отстоять свои творческие позиции. Он решает спектакль принципиально «эстетически» — вне какого-либо «осовременивания классики», вне контакта с какими-либо современными учениями в сценографии — средствами приемами одной лишь театральной живописи. В этом смысле «Женитьба Фигаро» — спектакль-демарш, своеобразный художественный аргумент в полемике с творческими оппонентами. Захваченный этой дискуссией, Бенуа сознательно заостряет решение — он замышляет показать пьесу такой, «какой ее хотел видеть сам автор», по историческим документам стремится восстановить первоначальную сценическую форму спектакля XVIII века, воскресить «старинную» комедию с пением и танцами». Речь идет об исторической реконструкции.

Но такая попытка, имеющая узкий историко-театральный интерес и, может быть, естественная в петербургском «Старинном театре», в советском театре с его новым зрителем, ищущим на сцепе ответ на насущные вопросы современности, выглядела нелепой: па сцене БДТ уже прошла «Мятеж» Б. Лавренева (художник В. Щуко) и «Гибель пяти» А. Пиотровского (художник М. Левин), коллектив театра репетировал «Разлом» Лавренева и «Любовь Яровую» А. Тренева (художник М. Левин). А поставленная в том же сезоне Станиславским в Московском Художественном театре «Женитьба Фигаро», оформленная Головиным, пользовалась шумным успехом. Пример был поучителен: Головин выступал сторонником той самой системы театральной живописи, жизнеспособность которой в новых условиях хотел доказать Бенуа; но героем спектакля МХТ был народ. Решающим фактором оказывалась идеологическая концепция постановки, трактовка режиссером и художником материала классической драматургии.

Ровно десять лет назад «Пушкинский спектакль» послужил к уходу Бенуа от Станиславского. «Женитьба Фигаро» стала его последней работой в Большом драматическом театре.


Читайте также...