НАВИГАЦИЯ
`

Жизнь и реформы русского театра в первые годы XX века

Деятельную агитацию за обновление сцены вёл Дягилев, занимавший пост чиновника придворного ведомства, управлявшего театрами. Журнал «Мир искусства» выступал против косности, штампа и рутины на казенной сцене. Впрочем, обострение интереса к взаимоотношениям актера, режиссера и художника вообще характерно для времени. Оно проявляется и в общей печати и в первых публичных дискуссиях вокруг этой новой проблемы. Первой среди них была, по-видимому, полемика, развернувшаяся при обсуждении доклада режиссера Ю. Э. Озаровского «Художественные условия театральных постановок», организованного в 1902 году Обществом поощрения художеств (присутствовали Бенуа, Бакст, Грабарь, Серов, Лансере, Рерих, Яремич, Куинджи). Как свидетельствует В. А. Теляковский, все новое в области сценического искусства общая пресса чаще всего клеймила модным прозвищем «декадентство», ставшим синонимом всего необычного, и видела в нем опасность, неизбежно грозящую «погубить когда-то образцовый театр».

Но процесс реформирования театральной декорации уже идет, развиваясь в основном по двум направлениям: первое связано с новаторскими начинаниями МХТа в области драматического спектакля, с исканиями жизненной и психологической правды на сцепе, второе — с деятельностью декораторов императорской сцены: Коровина и Головина. В том, что, словно не замечая, а па самом деле — явно недооценивая первое (хотя и считая себя с самого начала «ревностным почитателем МХТ»), Бенуа отстаивает перспективность второго, всячески утверждая его преемственность от художников мамонтовской Частной оперы, сказываются не только личные эстетические пристрастия, по и приверженность традициям европейской сценографии XVIII — первой половины XIX века, неизменно рассматривавшей декорацию как область собственно живописи.


Читайте также...