НАВИГАЦИЯ
`

Русская художественная критика 1905-1915 на пике своего развития

Все более широкие масштабы приобретает деятельность Бенуа-журналиста. Специфическая особенность развития русской художественной культуры этих лет — теснейшая связь искусства с журналистикой. Редакции литературно-художественных журналов играли немалую роль в художественной жизни: отталкиваясь от опыта дягилевского «Мира искусства», воспринимая его как исток традиции, они стремились стать объединяющими центрами для целых групп художников, организовывали выставки современного искусства и пропагандировали их. Типичной в этом плане была деятельность московского журнала «Золотое руно», петербургского «Аполлона» и киевского «В мире искусств». Бенуа сотрудничал в первых двух и в киевском журнале «Искусство и печатное дело». Его имя стоит в списке членов редакции журналов «Запросы жизни» и «Аргус», «Москва» и «Архитектурно-художественный еженедельник», «Журнал для всех», «Художественно - педагогический журнал», «Русский библиофил», «Сатирикон», «Отечество». Многим обязана ему и Комиссия художественных изданий при Общине св. Евгении Красного Креста.

В центр своей литературной деятельности Бенуа ставит современную художественную жизнь. Но капитальных книг, где исследование прошлого совмещалось бы с утверждением «последних явлений» в искусстве, больше не пишет: историко-художественные интересы отграничиваются от задач художественно-критических. Решение последних дается только в форме статьи — злободневной, написанной по горячим следам факта, способной быстро откликнуться на каждое значительное событие в искусстве, вмешаться в художественную практику, воздействовать на нее.

Говоря в эти годы о «колоссальном развитии художественно-критической литературы», Бенуа был прав.

Русская критическая мысль переживала подъем. Активно работали А. В. Луначарский и В. М. Фриче. Все возрастающую роль играли выступления по вопросам искусства большевистской «Правды», уверенно связывавшей развитие русской культуры с задачами эстетического просвещения и социалистического воспитания народа. Именно этой линии художественной критики принадлежало будущее. В то же время вокруг «Аполлона», возглавлявшегося С. К. Маковским и ставшего ведущим специальным журналом, группировалась своего рода «эстетическая» критика — Я. А. Тугендхольд, Н. Э. Радлов, Вс. Дмитриев, Н. Н. Пунин. Для материалов об искусстве охотно предоставляла свои страницы общая печать. В различных изданиях участвовали С. Глаголь и И. Э. Грабарь, М. Волошин, С. П. Яремич, Н. И. Ростиславов, И. И. Лазаревский. С 1911 года начал систематическую деятельность А. М. Эфрос, руководивший художественно-критическим отделом в «Русских ведомостях». В этом отряде художественной критики авторитет Бенуа, как и его значение в формировании вкусов, пристрастий и антипатий широкого читателя, не могут быть оспорены. Для художников его печатное одобрение играло роль ничуть не меньшую, чем академический диплом, а его рекомендации заставляли даже крупных мастеров всерьез задумываться над путями творчества.

 

 

 


Читайте также...