НАВИГАЦИЯ
`

Выставка "Версальского цикла" (1906 год) и отношение критики к его работам

Выставка Версальской серии, отношение критики к новым работам

Свои работы Бенуа экспонирует на первой выставке Интернационального общества акварелистов, организованного в 1906 году в Париже (в нем участвуют модные французские живописцы Симон, Латуш, англичане Кондер, Бренгвин и другие). Он посылает их также в Петербург и Москву на выставки «Союза русских художников».

Но здесь, в революционной буре, охватившей Россию, «Версальская серия» воспринимается с настороженностью. Передовая критика не отказывает Бенуа в том, что он вырос в художника со своей темой, оригинальным кругом и строем образов. Но в конце 1890-х годов, когда он избрал этот путь, его произведениям нельзя было отказать ни в новизне, ни в полемической заостренности. Теперь же, в 1905—1907 годах, когда художественную общественность волновали иные проблемы, путь Бенуа стал архаичным. Пассеизм и революция несовместимы. К чему современникам первой русской революции рассказы, пусть философически ироничные, пусть живописные, о французском абсолютизме периода его расцвета?

Бегство «из реалистской деревни в фантастические версали, в золотые сны, в утонченные наслаждения» 9 оборачивалось уходом от интересов, которыми живет народ. Резко выступала «заграничная красивость» этих работ, их настойчивое однообразие. Бенуа оказывался жертвой того самого индивидуализма, против которого восставал в статьях: слова расходились с делом, призывы критика не находили соответствия в практике живописца.

«Версальская серия» не встретила понимания и поддержки даже у ближайших друзей художника. Одобряя пейзажные этюды, поощряя энтузиазм, с которым Бенуа трудился над совершенствованием мастерства, они не принимали тематической направленности его «прошловековых композиций», предостерегали против злоупотребления мотивами французского рококо, звали на родину, которая только и может дать живописцу почву для творчества. Среди печатных отзывов отметим статью А. В. Луначарского, заканчивающуюся словами: «г. Бенуа вызвал в публике род специального психического оглушения: Версаль перестал действовать. «Как хорошо!» — говорит публика и широко-широко зевает».

Мы не знаем, как отнесся Бенуа к подобным отзывам. Но дальнейшая практика живописца показывает, что версальские мотивы уходят из его живописи. Исчерпал ли он их? Или согласился со своими оппонентами? А, может быть, вспомнил, что сам написал еще в 1904 году: «Теперь уже не век маркизов, а лет через десять принципы XVIII века отойдут в вечность. Мне, страстному поклоннику этого жеманного искусства, больно об этом подумать, но я сам чувствую, что дальше гальванизировать покойника нельзя, нужна новая жизнь».


Читайте также...