НАВИГАЦИЯ
`

Издание «Пиковой дамы» - 1911 год (издание Товариществом Голике и Вильборг)

Отлично изданная Товариществом Голике и Вильборг в 1911 году, «Пиковая дама» в интерпретации Бенуа известна как одно из высших достижений отечественной книжной графики. Но она замечательна и тем, что не только лучшими сторонами, но и недостатками характерна для определенной ступени эволюции нашей графики.

Структуре внутреннего оформления нельзя отказать в тщательной разработке: шмуцтитулы, текстовые полосы, по традиции «роскошных изданий» окаймленные орнаментальной рамкой (акцидентный набор), изрядное количество цветных вклеек и подцвеченных штриховых рисунков. При этом страничные иллюстрации, заставки и концовки (в отличие от аналогичных работ друзей Бенуа по «Миру искусства») непременно «изобразительны»: художник ценит в книге исключительно сюжетный рисунок.

В эти годы он вообще не использовал в книге ни вычурного шрифта, ни рисованных инициальных букв, ни разу не придерживался и характерного для оформительской графики раннего «Мира искусства» принципа «черное и белое». В данном случае «картинные» иллюстрации, цветные и несколько театрализованные, выглядят даже, пожалуй, тяжеловесными для стилистики пушкинского текста, а заставки и концовки решены то орнаментально, то в жанровом, то в аллегорическом плане.

Предпринимая эту серьезную попытку па практике осуществить принципы, к которым призывал в статье «Задачи графики», мастер но смог провести их до конца в главном — он не добился ни строгой архитектоники, ни эстетической целостности издания. Но это свидетельствовало только о трудностях, с которыми русская графика встречалась при претворении в жизнь новых задач. Тем не менее «Пиковая дама» Бенуа проложила дорогу многим дальнейшим исканиям в области «художественных изданий».


Читайте также...