НАВИГАЦИЯ
`

Серия акварельных рисунков о Петербурге (1902-1903 годы)

Тематически работы художника этих лет связаны с историей России и ее культуры. Пафос их определен «историческим сентиментализмом» по отношению к старому Петербургу: «Хотелось бы, чтобы художники полюбили Петербург и, освятив, выдвинув его красоту, тем самым спасли его от погибели, остановили варварское искажение его, оградили бы его красоту от посягательств грубых невежд. Петербург — удивительный город, имеющий себе мало подобных по красоте». Этот призыв к эстетической реабилитации Петербурга XVIII и начала XIX столетия заражает Серова, Лансере, Остроумову, затем и Добужинского. С особой последовательностью он реализуется в произведениях самого Бенуа: объединенные в серии, они посвящены старому Петербургу и петербургским пригородам.

Городские темы: Петербург 18 столетия

Героем одной из серий является Петербург XVIII века. Акварели 1902—1903 годов, представляющие собой своеобразные художественно-исторические реконструкции, во многом параллельные работам Е. Лансере, лишены событийной значительности — воссоздавая уголки города, архитектуру, «бытовой пейзаж», они служат как бы изобразительным комментарием к статьям Бенуа о русской столице: «Летний сад при Петре Великом», «Елизавета Петровна изволит прогуливаться по улицам Петербурга», «Фонтанка при Екатерине II», «Развод караула перед Зимним дворцом при Павле I». По своему типу это не картины, даже не эскизы к ним, а скорее иллюстрации к русской истории, точнее — к истории Петербурга, в том примерно плане, как понимал эту область искусства и Серов — «только историю и можно иллюстрировать». Примечательно, что все эти композиции предназначены к репродуцированию — они выполнены для цветных художественных открыток, издававшихся Общиной св. Евгении Красного Креста. Отсюда своеобразие их облика и техники — специфический гибрид станковой живописи (автор экспонирует их на выставках) и акварелированного рисунка, рассчитанного на полиграфическое воспроизведение,— нечто среднее между живописью и печатной графикой.

Пригороды Петербурга

То же — в сериях, посвященных петербургским пригородам («Петергоф», 1900; «Ораниенбаум», 1901; «Павловск», 1902). В этих «петербургских версалях» нет фигур — авторское внимание приковано к природе и памятникам — к «старой, но живой красоте». Сочетание природы, зданий, отдельных предметов и деталей в живой и цельной гармонии, единство жизненного дыхания и художественного стиля — такова задача. «В конце концов,— пишет Б. Асафьев,— жанровое разграничение абсолютно не играет роли там, где идея одушевления человеческим искусством зримых вещей и пространств определяет стиль. Вот, к примеру, комнаты в Монплезире (Петергоф) Бенуа: в них обнаруживается жизнь истории с исчезнувшими давным-давно людьми, тут вещи, имея значение, не составляют для воспоминающего зрения центра интереса. Ансамбль, «все вместе» составляет композицию». Действительно, главное, что Бенуа ценит в любом явлении культуры,— внутреннее единство, ансамблевая спаянность, художественный синтез. В русской культуре середины XVIII и начала XIX века он открывает для себя воплощение идеи синтеза. Рассказ об этом и является основой его работ.

В этих сериях острая, часто фрагментарная композиция. Как в этюде. Художник не ищет академической законченности и выписанности деталей; цель — поэтический образ общего. Он не вуалирует, не прячет технические приемы: зритель ощущает как бы «технологию» произведения, видит мазок (акварель, гуашь), фактуру бумаги, то мягко трепещущий, то уверенно твердый штрих карандаша, либо угля, нанесенный поверх краски. Бенуа опирается на опыт рисовальщиков прошлого. Но в его манере — черты, характерные для искусства начала XX века и означающие движение от привычных норм живописи и графики в сторону обострения выразительности. Это — обнаженность технического приема, его откровенная наглядность для зрителя. Принципы, воздействовавшие на творчество ряда мастеров. «Меня занимали его темы,— вспоминает, в частности, Добужинский,— нравился сам рисунок, легкий и нервный, его техника раскрашенного рисунка мне открыла глаза на многие возможности». Под влиянием этих работ и «по их следам» выполнены в это время циклы цветных гравюр Остроумовой-Лебедевой, посвященные Царскому Селу, Петергофу и Павловску.


Читайте также...