НАВИГАЦИЯ
`

Лирические акварельные этюды Бенуа на тему природы (1908-1917)

Если раннего Бенуа можно представить живописцем, от случая к случаю занимающимся театром и книгой, то к мастеру периода творческой зрелости подобная характеристика непригодна: в его искусстве 1908—1917 годов станковой живописи отводится далеко не ведущее место.

Работая в технике акварели и гуаши, художник лишь в порядке исключения обращается к масляной живописи. Картины пишет только «по заказу». Но основой творчества, как и всякий подлинный художник, считает общение с природой и работу с натуры — живописный этюд. При этом его этюды неизменно «автобиографичны», характер их близок природе быстрой и непринужденной альбомной зарисовки.

Акварельные этюды 1908-1917 годов

В акварельных этюдах 1908—1917 годов (пейзажи швейцарско-итальянской серии, 1903, 1910—1913; исполненные в Венеции, 1913; на юге Франции, 1914; в Крыму, 1915 и 1916) мастер добивается, наконец, той артистической зрелости и импровизационной легкости в формулировке живописных впечатлений, которые связаны для него с представлением о трепетном и теплом «живом» искусстве. Нельзя не обратить внимание и на то, что он ценит в натурной работе не столько ее непосредственный результат (этюд), сколько приобщение к жизни природы с ее «настоящей правдой», дающее почву для последующего создания произведения «подлинного искусства» в живописи, в театре, в графике.

Этюды и пейзажи на тему русской деревни и русской природы

Этюды, писанные в деревнях Новгородской губернии и помеченные 1917 годом, посвящены скромной и неприхотливой русской природе, лесам и перелескам, полям и крестьянским избам, березкам и лужайкам у речного берега («Деревня Зинкипо», «Деревня Кочиио», «Пузырево»). Эти идиллические пейзажи, полные тоски о мирной жизни, па писаны в разгар войны, между двумя революциями. В эти грозные дни тема русской деревни вытесняет не только «золотые сны» Версаля, но и красоту итальянских озер, и величие горных хребтов Киммерии.

Пейзажные акварели этого периода объединены общими чертами. Главная цель, преследуемая автором, состоит в изображении жизненных реалий. В интимном диалоге художника с природой нет места широкому философскому и пластическому обобщению — «скоропись» его акварелей неизменно камерна. Избирая формой «записи» впечатлений этюд, искренне и просто излагая переживания, движения своих чувств при восприятии природы, мастер создает произведения, целиком относящиеся к области лирического.


Читайте также...