НАВИГАЦИЯ
`

Первые акварельные работы Александра Бенуа, 1890 годы

Первоначально он экспонировал свои работы на выставках недавно созданного Общества русских акварелистов, председателем которого был Альберт Бенуа. Появляясь здесь с 1891 года, его наивно-романтические пейзажи и «виды городов» изобличали сильнейшее воздействие не лишенной слащавости манеры самого Альберта, не поднимаясь, конечно, до его профессорского артистизма. Крайне слабыми выглядят также сохранившиеся рисунки и этюды 1893—1894 годов. Их автор, однако, ясно сознавал, как не хватает ему мастерства, чтобы стать настоящим художником. Часть молодежи снова верила в Академию: авторитет ее возрос, когда в мастерских после реформы появились новые учителя — И. Е. Репин, А. И. Куинджи, В. В. Матэ. Бенуа же не верил вообще в необходимость «школы»; он разработал программу собственной, как он говорил, «вольной педагогики»: дело не в рисовании натурщиков в академических классах, а в свободном, вдохновенном творчестве.

Изучение акварельных работ в России и за рубежом.

Он изучал классиков в Эрмитаже, читал книги, штудировал увражи. В 1894 году, окончив университет, он отправляется за границу. По-прежнему захваченный немецкой живописью, архитектурой, театром и особенно Э.-Т.-А. Гофманом, он путешествует по Германии, затем едет в Италию; изучение наследия немецких и итальянских мастеров — «первый курс» его «учебной программы». Возвратившись, пробует устроиться на службу в Академию или Эрмитаж. Но без успеха. Тогда он становится хранителем собрания акварелей и рисунков княгини М. К. Тенишевой, приобретает для нее произведения русских и иностранных мастеров, систематизирует коллекцию. Он продолжает серьезно учиться — теперь у природы. Наблюдение, рисование с натуры — следующий «курс» «вольной педагогики». В центре внимания не законченные вещи «для выставки», а альбомный набросок карандашом и акварелью, позволяющий развить глаз, фиксирующий первое впечатление. Культура наброска станет основой, фундаментом всего его творчества.

Положительные оценки Репина работ Бенуа

К 1895—1896 годам его работы на выставках Общества русских акварелистов уже не остаются незамеченными. И первым среди крупных мастеров, одобрившим их, оказывается Репин: «Сегодня я был на акварельной выставке и Вашими работами любовался, как редко уже чем любуюсь теперь,— обращается он к начинающему художнику. У Вас прелестный талант акварелиста, какая техника! Какая виртуозность и какой благородный стиль! И наивно, и глубоко, и сильно. Я никак не ожидал, что Вы такой прекрасный художник» (не следует преувеличивать значение этого восторженного отзыва: доброжелательность Репина к начинающим живописцам хорошо известна).

В композиции Бенуа «Замок» (1895) сочетается реальное и фантастическое — как в сновидении. Она навеяна «Принцессой Мален» — ранней пьесой М. Метерлинка, только что провозглашенного в Бельгии и Франции гением, равным Шекспиру: молодого автора противопоставляли натуралистическому театру Золя. Манифест символистской драматургии, «Принцесса Мален» — пьеса о беззащитности и слепоте человека перед неведомой судьбой, о человеке как игрушке в руках злого рока.

Символизм, объявленный Д. С. Мережковским будущим искусством («О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы»), не получил, однако, значительного развития в русской живописи, оказавшись скоропреходящим увлечением немногих мастеров. Так и у Бенуа: в противоположность «Замку» его следующие акварели по мотивам и характеру близки передвижникам («Огороды», 1896), в других символические увлечения еще дают о себе знать, но выглядят уже пережитыми, растворенными в реалиях природы («Кладбище», 1896).


Читайте также...