НАВИГАЦИЯ
`

Письма к Герману Александровичу Недошивину (искусствоведу).

25 июня 1957 г.

Многоуважаемый Г. Недошивин!

За свое же затянувшееся молчание в ответ на Ваше письмо я приношу все свои извинения. Увы, самое это молчание вызвано не чем иным, как затянувшимися, но тщетными стараниями ответить более или менее толково на Ваши вопросы. В некоторое оправдание могу лишь привести то, что нет у нас здесь какого-либо центра, в котором собирались бы сведения о русских художниках. Настоящим кладезем по части русского искусства в разных смыслах является Вам, вероятно, небезызвестный С. Р. Эрнст, но и он, оказывается, в свое время не занес в свои записки дат кончины упомянутых Вами художников, и в частности, и он не знает, где и когда скончался Судьбинин. Не знает он и того, когда умер милейший барон Рауш (но и вдову Рауша мы уже многие годы как перестали встречать). Я могу Вам сообщить только то, что Д. С. Стеллецкий скончался в феврале 1947 — здесь в Париже, проживая у своих знакомых. Он за последние годы ослеп, и этот недуг совсем его пришиб; он даже решительно отказывался с кем-либо встречаться, хотя бы и из самых близких друзей...

О кончине Савелия Сорина вы не спрашиваете; возможно, что вы и без того уже осведомлены. Скончался этот пользовавшийся исключительным успехом художник в 1954 г. в Нью-Йорке.

Мне очень стыдно за свое (за неведение. Зато, вполне естественно, я могу Вам сообщить более полные сведения о своем сыне Николае, а также о моей дочери Елене — весьма даровитой художнице. Родился Николай в С.-Петербурге в ночь с 1 на 2 мая 1901 года. В сущности, он самоучка, если только можно счесть за такового человека, выросшего в столь напитанной художеством среде, какой был наш дом. (Ведь и я самоучка, ибо никак нельзя принять в расчет те четыре месяца в 1887 г., в течение которых я посещал вечерние классы Академии художеств. ) Впрочем, в специальной сфере театральной декорации Николай многим обязан художнику Оресту Карл. Аллегри (итальянцу, состоявшему в течение многих лет при имп. театрах, а позже являвшемуся постоянным исполнителем декораций для русских спектаклей Дягилева, А. Павловой, Иды Рубинштейн и т. д.; скончался Аллегри в Париже в 1956 году — глубоким стариком). От Аллегри мой Николай познал законы театральной перспективы и важнейшие приемы трудной декорационной техники. Из его самостоятельных работ первого периода (до отбытия за границу) особенно удачными были те, что он создал (в 1921 г.?) для балета Глазунова “Времена года” (в Мариинском театре). В Париже (с 1924 г.) его первыми работами были постановки небольших скетчей для Балиева, но вскоре А. А. Санин увлек его за собой в Рим, где на сцене оперного театра Н. Б. создал монументальные постановки “Бориса Годунова” и “Китежа”. С 1930-х годов мой сын стал постоянным сотрудником театра a la Scala в Милане, в котором он и по сей день занимает пост директора постановочной части. Из последних его произведений я назову оформление оперы Верди “Анна Болейн”, премьера которой состоялась месяца три назад. Из бесчисленных выставок, на которых он участвовал, следует выделить ту, что была устроена в 1956 г. под заглавием “Mostra dei Benois” [Выставка Бенуа (итал.).] в вилле Olmo на озере Комо. На ней были выставлены кроме его театральных работ и его портреты и пейзажи. На ней же было много выдающихся работ моей дочери Елены, в замужестве Клеман (Clemant, род в 1898 г.), а также очень полно был представлен и я.

Елена — ученица покойного (скончался в 1936 г.) превосходного художника Александра Евг. Яковлева.

Ну вот пока и все, что я могу Вам сообщить. Надеюсь, что по другим вопросам (если Вам будет угодно с таковыми ко мне обращаться) я смогу быть более обстоятельным.

Александр Бенуа, Париж.

28 августа 1957 г.

Бесконечно благодарю Вас за присланные чудесно изданные и так “аппетитно” переплетенные каталоги. Какая роскошь! Какой пиетет к творчеству больших художников прошлого! До чего все это культурно в лучшем понимании слова. И вот в ответ на это должен с печалью признаться, что остаюсь в неведении относительно нескольких из тех вопросов, которые Вы мне предложили.

Сразу перехожу к ним.

a) Относительно смерти барона Рауша ничего не удалось узнать. Известно, что он умер и только. Еще не так давно (года два-три) знакомые люди случайно встречали его вдову, но с тех пор и она как-то канула в суете парижской жизни..

b) Относительно кончины Ф. А. Малявина люди более молодые (и энергичные) обещали мне поискать, однако прошел месяц и, видимо, они ничего не нашли. Если найдется что-либо, то сообщу. [Найден на днях год кончины Филиппа Андреевича: 1940, в Ницце. Дочь его погибла трагично, зажигая спиртовки. (Прим. А. Н. Бенуа.).]

c) Вы были правы, считая за год кончины Александра Евг. Яковлева 1938. Он скончался 12 мая этого года. По этому примеру можно судить, до какой степени шатки мои сведения о явлениях, даже произошедших если не на моих глазах, то все же близко меня касающихся. С “Сашей Яшей”, несмотря на разницу в годах, я дружил и очень ценю его исключительное мастерство, сознавая в то же время, что его искусству присуща известная “сухость души”. Он имел громкий успех со своими выставками, последовавшими после двух экспедиций Ситроена: La croisiere Noire (по Африке) и La croisiere Jaune [“Черный рейд” и “Желтый рейд” (франц.).] (по Азии). Тем не менее его творчество не задержало надолго внимание художественных кругов tout Paris. [Всего Парижа (франц.).] Уж очень последние поглощены всякой модной абракадаброй.

d) Про Юрия Репина мне известно лишь то, что он последние свои годы жил в Гельсингфорсе в доме Армии спасения, там же и умер.

e) Константин Коровин скончался в Париже 11 сентября 1939 года. На него убийственно подействовали военные события и особенно ужас перед воздушными налетами. Сын его был художником, но жизнь для него сложилась плачевно, и он покончил с собой. Я постараюсь получить какие-либо дополнительные сведения об обоих и что сталось с их наследством.

f) О Бакаловиче — ничего. Быть может, следовало бы обратиться за сведениями в римскую советскую миссию или написать в Варшавский музей (или Краков).

g) О дате кончины А. А. Харламова мне обещали навести справки.

h) H. Д. Кузнецов как будто действительно жил в Белграде, где и скончался около 1930 года. Его дочь известная певица Мария Н. Кузнецова — в первом браке была за моим племянником Альбертом Альбертовичем Бенуа, во втором за фабрикантом Богдановым, в третьем за племянником знаменитого композитора Массне. Ныне она продолжает жить и здравствовать в Париже. Надеюсь через общих знакомых (сейчас все еще в разъезде) получить более толковые сведения...

i) Имя Э. Я. Шанкс для меня мертвый звук. А впрочем, не она ли писала сцены из детской жизни? Ничего не знаю о Ел. Н. Вильямс.

j) Б. И. Анисфельд переселился лет тридцать назад в Чикаго и занимается там преподаванием в местном художественном училище. По некоторым сведениям, он вел крайне уединенный образ жизни.

k) A. H. Карийская (ученица Левитана?), по нашим сведениям, жила в Вологде. Возможно, что она и сейчас там.

1) Н. Д. Милиоти по-прежнему живет в Париже (3. Place de la Sorbonne) и продолжает, несмотря на всякие хвори, с успехом работать. Главным образом портреты.

m) О портрете М. Я. Львовой мне известно лишь то, что он оставался в собственности ее сына; один мой приятель обещал навести дополнительные справки. А когда в точности состоится выставка Серова?

С большим интересом ожидаем обещанную двухтомную монографию Серова, составленную И. Э. Грабарем.

n) Из произведений Репина за эти годы мне запомнился гостивший у одного знакомого только нарядный портрет дамы, но и он, кажется, продан в Америку. Покойный В. Ф. Зеелер обладал прелестной маленькой записной книжкой Репина (с карандашными рисунками) начала 1870-х годов и несколькими отдельными рисунками. Было бы в высшей степени желательно все это фотографировать.

о) Наконец относительно присланных Вами фотографий со скульптуры Паоло Трубецкого могу лишь сообщить (со слов его племянницы), что 1) статуэтка матери с ребенком изображает кн. Марину Николаевну Трубецкую (рожденную Гагарину) и вторую ее дочь — Марину — ныне замужем за однофамильцем. Обе живут в Соединенных Штатах, и что 2) бюст изображает княжну Александру Николаевну Трубецкую — ныне замужем за Мих. Фед. Чертковым.

О трех других скульптурах я ничего не узнал, но не попробовать ли обратиться за сведениями в музей покойного мастера (бывшая его мастерская) в Pallanza на Lago Maggiori (Italia).

Мне очень совестно, что итог моих сведений столь скуден. Буду рад, если в будущем удастся лучше оправдать обращение ко мне музея. Что же касается до моих биографических данных, то таковые Вы найдете в приложенном при сем листе.

С чувством глубокого уважения остаюсь готовый к услугам

Александр Бенуа, Париж.

Относительно Репина могу еще сообщить, что у одного знакомого антиквара имеются:
1) совсем законченный эскиз картины “Избиение египетских первенцев”, за который художник получил серебряную медаль, и
2) довольно странный пейзаж (45X63), изображающий зимнюю дорогу в оттепель. На оборотной стороне — удостоверение, подписанное Юрием, Верой и Татьяной Репиными.


Читайте также...