НАВИГАЦИЯ


Азбука : Оригиналы

  Буква Ш - Шуты

Буква Ш - Шуты

Читайте также: Основные тезисы критических статей

Основные тезисы: Об авангарде и "крайнем" новаторстве

Решительному критическому разгрому подвергается «авангард» (мог ли предположить автор, что примененный им впервые термин получит позднее столь широкое хождение?; строки, посвященные М. Ф. Ларионову, П. В. Кузнецову и Г. Б. Якулову, проникнуты тревогой за метания «золоторунной молодежи, одержимой повальным безумием». Критик стремится оторвать талантливых живописцев от «пагубного воздействия» французской моды. «Ультрапередовой Париж не дает покоя москвичам, и они, как загипнотизированные, зачисляются в свиту Матисса, Ван Донгена, Дерена и других «диких». Мне вспоминаются при этом слова одного французского критика, который радуется тому, что среди учеников Матисса насчитываются одни только русские и американцы и ни одного француза». Рецензия заканчивается разговором об «арьергарде выставки»— группе живописцев, «отставших от времени и идущих по следам передвижников», куда зачислены А. М. Васнецов, В. В. Переплетчиков, С. А. Виноградов, и о «балласте»— М. X. Аладжалове, М. А. Мамонтове, А. С. Степанове и А. Б. Архипове. Заметим, что в списки мастеров, составляющих «балласт на выставке», вошли лишь москвичи. Пределы высокого искусства для Бенуа не безграничны. К примеру, французский кубизм и итальянские футуристы не для него. Критик убежден, что, находясь в непримиримом конфликте с природой искусства и художественной правдой, течения эти кратковременны, как мода. Целостного «стиля эпохи» они не обещают и потому, что связаны лишь с возможностями отдельных видов искусства. Бенуа ополчается против модернистов и в русском искусстве. Он борется с их декларациями, теориями, творческой практикой. Эту его принципиальную позицию ничуть не опровергают случаи с Гончаровой, Машковым или Кончаловским: с одной стороны, они покорили его вовсе не как художники, осуществляющие в своем творчестве модернистские теории, а как индивидуальности, одаренные талантом, вкусом, искренностью, которые он искал; с другой — в приветственных словах Бенуа в адрес этих, да и некоторых других художников «авангарда», очевидно желание как раз вырвать их из шумной и недостойной подлинного мастерства суеты «левых» выставок, подняв на «парнас» «Мира искусства».