НАВИГАЦИЯ


Азбука : Оригиналы

  Буква У - Улица

Буква У - Улица

Читайте также: Основные тезисы критических статей

Основные тезисы: О народном искусстве и интеллигенции

Перед Бенуа все острее возникает и вопрос о назначении искусства, о его адресате, о роли его в русской общественной жизни: нечто подобное тому, что в эти годы претерпевают Брюсов или Блок, которые, отказываясь от прежних взглядов в области литературной и театральной критики, становятся сторонниками общественного назначения театра, идут к демократическому пониманию искусства. Если лишенная целостности индивидуалистическая цивилизация обречена рухнуть, важно, чтобы в своем падении она не увлекла за собой гуманизм, его эстетические и этические нормы. Неизменный хранитель их — народ, таящий в себе, по Блоку, «дух музыки». Бенуа же ставит вопрос о разрыве, который образовался между двумя «цивилизациями»: русской народной и «нашей интеллигентно-буржуазной». Речь идет не о необходимости уничтожить «интеллигентно-буржуазную цивилизацию», а лишь об ее улучшении, о восстановлении утраченной связи с народными истоками культуры. Автор тоскует по патриархальному укладу жизни с его оптимистическим народным творчеством, народной игрушкой и фольклором, с его балаганами и «русской старой улицей». Он настаивает на том, что современная действительность враждебна культуре, говорит о «деморализации всей нашей художественной жизни» из-за пропасти, лежащей между требованиями и исканиями художников и могущественным, всесильным аппаратом художественной бюрократии, смыкающимся с официальными кругами. Именно они — истинные «хозяева положения».