НАВИГАЦИЯ


Азбука : Оригиналы

  Буква Х - Хан

Буква Х - Хан

Читайте также: Основные тезисы критических статей

1910 – резкая статья о выставке «Союза руссих художников» и последовавшая попытка исключения из Союза

Рецензия на выставку «Союза Русских художников» Еще более серьезные последствия, в какой-то мере отозвавшиеся на судьбе крупнейшего выставочного объединения России, имела статья о выставке «Союза русских художников», открывшейся в Петербурге в феврале 1910 года. В ней безоговорочно признается ведущая роль «Союза» и художественном развитии России: «Если смотреть на русское искусство с высоты птичьего полета, то видишь в настоящее время следующую картину: справа залегли отцветшие, засохшие, запыленные «старые школы», посреди цветут «Союз русских художников» и близкие к нему группы; слева еле видны побеги новых произведений». Но Бенуа различает отголоски «правых» и «левых» течений и внутри «Союза». Анализируя выставку, он открыто и резко выступает против них. Бенуа высоко оценивает работы своих старых друзей, возглавляемых Серовым, присоединяет к ним произведения Петрова-Водкина, Рериха, дебютирующей Серебряковой, Юона и Чюрлениса. Это — ядро выставки, ее сильный и здоровый костяк. Общее между столь разными мастерами он видит в тяготении к миру фантастики, выражающемся то в мечтах о прошлом, то в созданиях сказочного или символического плана. Он подчеркивает общее для них стремление к декоративности, к решению сложных декоративных задач в таких различных областях, как театр, книга, монументальная живопись. Только они выдерживают проверку па художественную цельность, па стиль: «Их подлинная стихия — в создании красивых декоративных целостностей. Им мало отдельной картины па стене, иллюстрации на странице; им хочется подчинить объединяющей декоративной мысли целое комнаты, целое книги, целое в театре». Отношение к авангарду. Решительному критическому разгрому подвергается «авангард» (мог ли предположить автор, что примененный им впервые термин получит позднее столь широкое хождение?; строки, посвященные М. Ф. Ларионову, П. В. Кузнецову и Г. Б. Якулову, проникнуты тревогой за метания «золоторунной молодежи, одержимой повальным безумием».