НАВИГАЦИЯ


Азбука : Оригиналы

  Буква Ъ - вЪезд

Буква Ъ - вЪезд

Читайте также: Бенуа - первый художник-постановщик МХТ

Сценография в начале 20-го века

Наиболее мобильным и интенсивно развивающимся видом художественной культуры в рассматриваемое десятилетие является, пожалуй, сценография. Характерная для времени «тяга к театральности» приводит к резкому повороту в сторону театра множества живописцев. Контакты и взаимодействия между «большой» живописью и сценой усиливаются как никогда прежде. Вместе с тем укреплялся и престиж художника в театре, а функции его в качестве одного из соавторов спектакля определенно испытывали тенденцию к расширению. Показательно и то, что, впервые появившись некогда на выставках дягилевского журнала, эскизы декораций и сценических костюмов стали теперь не только полноправными, но необходимыми участниками экспозиций «Союза русских художников» и «Мира искусства». Более того, прошли первые выставки театральных эскизов. Не мудрено, что, помимо эскизов «для театра», художники нередко писали и их выставочные варианты; работа над такими «театральными картинами» была особенно характерной для творческой практики мастеров круга Бенуа. Для самого же Бенуа, не представлявшего себе мир как без живописи, так и вне театра, декорационная живопись была вообще наиболее близкой творческой сферой — своеобразный мост, соединявший оба искусства. В эти годы интенсивнейшей работы в театре он неизменно стремится к выяснению и теоретическому обоснованию специфики декорационного искусства как относительно самостоятельной и самоценной области живописи. Впрочем, рассматривая ее как «сценическую иллюстрацию», он различает в ней черты прямого родства также с графикой. Сохраняя эту общую творческую направленность, искания мастера, однако, строго разграничены по своему адресу: с равной активностью сотрудничая как в драматическом, так и в музыкальном театре, Бенуа улавливает эстетическое своеобразие каждого вида сценического искусства. Его работа в драматическом театре развертывается вне казенной сцены и связана с новаторскими исканиями В. Ф. Комиссаржевской, Н. Н. Евреинова и особенно К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко.