НАВИГАЦИЯ


Азбука : Оригиналы

  Быквы Ы и Ь - Вьюга, Пузырь

Быквы Ы и Ь - Вьюга, Пузырь

Читайте также: Бенуа - первый художник-постановщик МХТ

Критические статьи Бенуа на театральную тему (до работы в МХТ)

Специальные статьи Бенуа на эту тему появляются лишь с 1907 года, но затем Бенуа — единственный среди критиков — уделяет ей самое пристальное внимание, пишет о спектаклях театра В. Ф. Комиссаржевской, рецензирует постановки «Старинного театра». Статья 1909 года «Участие художников в театре» посвящена теоретической стороне вопроса; по своей общей направленности — выяснение специфики конкретного вида искусства — она синхронна статье «Задачи графики» (заметим, что некоторые тезисы в обеих статьях совпадают). На этой стадии реформы, продолжая бороться за внедрение «большой» живописи на сцену, критик, однако, уже смело утверждает превосходство русских декораторов над зарубежными и — это главное — стремится к обоснованию специфики театральной живописи, акцентирует ее отличия от живописи станковой. «В театре главное: мысль драматурга, которая должна выдвигаться в решительно конкретной форме. Тем же, кому не интересно это главное, кто на сцене собирается писать самостоятельные картины, тому нет места в театре,— будь это сам Рембрандт, Веласкес или Милле». Важнейшие качества театрального художника — умение видеть эскиз воплощенным на сцене и дар идти к этому воплощению уверенно, напрямик. С этих позиций Бенуа выступает против всякой «стилизации», за большой стиль. «Стиль — это цельность». Слитность оформления и сценических костюмов с действием, сюжетом — такова основная мысль, в той или иной форме варьируемая в его статьях. Бенуа резко осуждает за несоблюдение, за непонимание этих принципов Дирекцию императорских театров и, прежде всего, В. А. Теляковского, этого, по словам художника, «Аракчеева русской сцены». Идеалом драматического театра представляется МХТ — автор всячески подчеркивает роль Станиславского и его театра в русском искусстве.