НАВИГАЦИЯ


Азбука : Оригиналы

  Буква Р - Рыцари

Буква Р - Рыцари

Читайте также: Основные тезисы критических статей

Сценография балетного спектакля: принципы Бенуа

В спектаклях первого «Русского сезона», оформленных Бакстом («Клеопатра») и Рерихом («Половецкие пляски»), у Бенуа сложились некоторые принципы новой сценографии хореографического театра. Директорат культивировал одноактный балет — именно эта форма спектакля представлялась наиболее компактной, дающей возможность максимальной концентрации выразительных средств вокруг идеи целостности произведения; перемены декораций внутри спектакля сводились к минимуму, дабы обеспечить непрерывность и цельность зрительского восприятия. Ведущим компонентом оформления была завеса — живописное панно, рассчитанное на традиционное сценическое освещение. При обычно простой планировке декорационные элементы располагались узкой полосой, максимально высвобождая сценическую площадку для хореографического действия. Ряд статей Бенуа под рубрикой «Русские спектакли в Париже» знакомит читателей газеты «Речь» с ходом «сезонов». Они рассказывают о неистовстве зрителей и актерских удачах, анализируют постановочную сторону. Обладая редким чувством сцены, критик дает яркие литературные «зарисовки» отдельных эпизодов. Тут же разговор о специфике балетного спектакля, особенность которого — «балетным способом передать такие драматические положения и ощущения, которые абсолютно невозможны в драме и в опере». Цельность, ансамблевость спектакля, когда «все органически связано и одно обуславливает другое» — таков для автора высший оценочный критерий. Художник обладает всеми правами постановщика в театре. Особенностью нового балета была первостепенная, часто диктующая роль, отводимая художникам.