НАВИГАЦИЯ


Картины : Русский цикл

  Интерьер. 1900-е гг.

Интерьер. 1900-е гг.

Читайте также: "Мир искусства" - второе рождение

Последние критические статьи. Распад «Мира искусства» (1920-е годы)

Война кончилась на полях Марса, но она продолжает бушевать на склонах Аполлонова холма, и конца ей не предвидится. Александр Бенуа Знаменательно, что Бенуа в 20-х годах редко выступает в качестве художественного критика. Между различными «профессиями» художника происходит перераспределение энергии: при этом страдает как станковая живопись, так и художественно-критическая деятельность. Она занимает Бенуа все меньше, поле ее резко сужается, а цели становятся все более узкими, ограниченными. В эти годы перу Бенуа принадлежат лишь две статьи о современных художниках — Борисе Григорьеве и Остроумовой-Лебедевой. Дело не в сокращении количества, хотя это само по себе свидетельствует о падении общественной активности критика. Важнее, что, не образуя тематического единства, статьи эти носят характер случайный и по своему общественно - эстетическому весу несопоставимы с полемической публицистикой Бенуа предшествующих лет. Возможно, причины надо искать в интенсивной творческой практике художника и музейного деятеля, отнимающей все время? И все же дело не в отсутствии времени. Он сознает историческую обреченность того, что не раз называл «делом своей жизни» — «Мира искусства» как выставочного объединения. Глашатай и пропагандист «Мира искусства», Бенуа больше не пишет о его выставках. Он чувствует и все несоответствие своего подхода к анализу явлений искусства новому этапу художественно-культурного процесса. Может ли интуиция служить теперь мерилом ценности произведения? Возможно ли в период, нуждающийся в таких конкретных критериях, как социальный, прогнозировать пути дальнейшего движения, пребывая на позициях, как тогда говорили, «сугубого эстетизма»?