НАВИГАЦИЯ


Фотографии : Портреты (Бенуа и семья)

  Камилла Альбертовна Кавос (в замужестве Бенуа). Начало 50-х годов XIX в.

Камилла Альбертовна Кавос (в замужестве Бенуа). Начало 50-х годов XIX в.

Читайте также: В эмиграции

Парижский цикл «Художественных писем». Бенуа возвращается к публицистике

На протяжении первых лет жизни в Париже, сохраняя теснейшие связи с Петербургом, Бенуа не выступает в печати. Став, однако, «невольным эмигрантом», возвращается к публицистике: теперь он работает в русской эмигрантской газете «Последние новости». Он вновь публикует «Художественные письма». С той же регулярностью, что и тогда, в «Речи», они появляются в субботних номерах газеты. Из года в год, целое десятилетие (февраль 1930 г. февраль 1940 г.) — тоже как в «Речи». Их много — около двухсот пятидесяти! Тот же принцип систематического обзора текущей художественной жизни — теперь парижской. Примерно то же композиционное построение обширных подвалов, тот же покоряющий блеск эрудиции и уверенная свобода, с которой рассматриваются произведения всех видов изобразительного искусства, архитектура, театральная декорация, изделия художественной промышленности, жизнь музеев. Впрочем, критик не затрагивает ни музыку, ни проблематику сценического искусства, определенные изменения претерпевают как форма, так и стиль «Художественных писем». Наряду с характерной эмоциональностью «разговоров об искусстве» и «листков из дневника» — продолжающиеся из номера в номер статьи, содержащие строго академический анализ предмета, испещренные датами и снабженные примечаниями — нечто вроде научного исследования. Это — о больших ретроспективных экспозициях национальных художественных школ. По соседству с ними — серьезные и глубокие статьи о выставках старых мастеров — Рубенса и Калло, Пуссена и Буше, Эль Греко и Гойи. Бенуа часто пишет о французском искусстве XIX — начала XX века, реже — о современных мастерах, признаваясь, что их избегает и ко многому он относится с сомнением, а то и скептически. Даже Сезанн, этот «прекрасный живописец, но художник скорее убогий», представляется ему «частичной бездарностью» 18. Характеристика Пикассо исходит из упрямого убеждения, что его творчество «принадлежит к самым плачевным симптомам весьма болезненного состояния нашей культуры»; Бенуа «безнадежно и окончательно не верит» Пикассо. В современной же архитектуре критик видит главным образом «торжество железобетона и доведенный до монументальности «культ спичечной коробки». Такое восприятие современного искусства заставляет его вновь и вновь писать о традициях, о классиках, напоминать об опасностях деформации художественного образа и о роли сюжета в живописи.