НАВИГАЦИЯ


Фотографии : Портреты (Бенуа и семья)

  Константин Сомов. Портрет Анны Карловны Бенуа, 1896

Константин Сомов. Портрет Анны Карловны Бенуа, 1896

Читайте также: Журнал "Мир искусства"

Иллюстрации в журнале и их влияние на отечественную книжную графику

В 1899 году Бенуа увлекается искусством книги. Знаток и ценитель старых изданий, он изучает историю книги и иллюстрации, закономерности книжного украшения и орнаментации. Во многом благодаря ему в среде мир искусников складывается настоящий культ красивого и изящно оформленного издания. На первой стадии широко задуманной реформы русской книги задача, по Бенуа, состояла в том, чтобы, организовав «массовый поход» больших мастеров в книгоиздательское дело, вытеснить традиционно господствовавших в нем ремесленников и, рассматривая книгу как явление эстетическое, возродить отношение к ней как к одному из важнейших видов художественной культуры вообще. В сопоставлении с такими виртуозными мастерами внешнего оформления книги, как Сомов, Бакст, Лансере, Билибин, Добужинский, творческая практика Бенуа стоит особняком. Он избегал шрифтов, не проектировал переплетов и обложек. Его работы для книги можно расчленить на два вида — рисунки-украшения к тексту и иллюстрационные серии. Русская теория искусства лишь начинала осмыслять специфические возможности и выразительные средства рисунка, как такового; впервые, пожалуй, вопрос о специфической проблематике станкового рисунка был поставлен самим Бенуа в статье «Сомов» — здесь рисунок рассматривается не как подсобный вид творчества и часть живописи, а как самостоятельная область искусства. Далеко еще не осознана была русским искусствознанием как самостоятельный вид художественной культуры и графики. Интересно, что в статье 1900 года для сборника «Россия в конце XIX века», говоря о «трех знатнейших искусствах», Бенуа вообще, по-видимому, он испытывал необходимости в специальном анализе работы рисовальщиков и художников книги. В «Русской живописи в XIX веке», рассказывая о творчестве книжных иллюстраторов и журнальных карикатуристов, пытаясь подобрать термин, объединяющий их задачи и средства, он использовал неловкое выражение «рисовальщики печати»: термин «графика» еще не существовал в его современном понимании.