НАВИГАЦИЯ


Книжная графика : Пиковая дама

  В игорном доме. 1910.

В игорном доме. 1910.

Читайте также: Работа в советском театре.

1926 – «Женитьба Фигаро» в БДТ, последнее возвращение в Россию. Провал

В 1926 году Бенуа снова возвращается в Петроград, чтобы поставить свой последний спектакль на родине, он ставит и оформляет в Большом драматическом театре комедию Бомарше «Женитьба Фигаро». Художник тщательнейшим образом разрабатывает план постановки: на примере этой классической пьесы, имея дело с освоенным во всех деталях историко-художественным материалом — Францией XVIII века, он хочет сделать новую попытку отстоять свои творческие позиции. Он решает спектакль принципиально «эстетически» — вне какого-либо «осовременивания классики», вне контакта с какими-либо современными учениями в сценографии — средствами приемами одной лишь театральной живописи. В этом смысле «Женитьба Фигаро» — спектакль-демарш, своеобразный художественный аргумент в полемике с творческими оппонентами. Захваченный этой дискуссией, Бенуа сознательно заостряет решение — он замышляет показать пьесу такой, «какой ее хотел видеть сам автор», по историческим документам стремится восстановить первоначальную сценическую форму спектакля XVIII века, воскресить «старинную» комедию с пением и танцами». Речь идет об исторической реконструкции. Но такая попытка, имеющая узкий историко-театральный интерес и, может быть, естественная в петербургском «Старинном театре», в советском театре с его новым зрителем, ищущим на сцепе ответ на насущные вопросы современности, выглядела нелепой: па сцене БДТ уже прошла «Мятеж» Б. Лавренева (художник В. Щуко) и «Гибель пяти» А. Пиотровского (художник М. Левин), коллектив театра репетировал «Разлом» Лавренева и «Любовь Яровую» А. Тренева (художник М. Левин). А поставленная в том же сезоне Станиславским в Московском Художественном театре «Женитьба Фигаро», оформленная Головиным, пользовалась шумным успехом.